Энциклопедия эпистемологии и философии науки - норма
Норма
В природе, не включенной в человеческую деятельность, Н. нет. Соответствует Н. и, следовательно, является нормальным лишь объект, служащий достижению цели, причем не любой, а лишь благой, т.е. объект, включенный в реализацию смысла человеческой жизни. Н. — частный случай меры: это интервал, в границах которого объект, изменяясь количественно, сохраняет свою способность удовлетворять человеческую потребность, т.е. быть ценностью. Границы Н. обычно совпадают с границами меры: для воды интервал температур от нуля до ста градусов — это и мера (в нем она остается жидкостью), и Н. (в нем она сохраняет способность охлаждать двигатель). Устанавливая соответствие Н., мы осуществляем исследование в границах ценностно-нейтральной науки; устанавливая соответствие мере, осуществляем оценку.
2. Н. объективна. Установить ее, т.е. зафиксировать границы, в которых реально существующий объект сохраняет способность удовлетворять реально существующую человеческую потребность, — сложная гносеологическая и социальная задача. В Н. нет побуждения. Она не принуждает, а лишь информирует о том, «как принято»: родителей уважают, в общественных местах не курят и т.д. Поэтому «можно... отказаться от мысли о стоящей за нормами "воле" и говорить только об идеальном положении дел, рассматриваемом в нормативном порядке» (Г. X. фон Вригт. Нормы, истина и логика. // Г.Х. фон Вригт. Логико-философские исследования. М., 1986. С. 320). Высказывания, фиксирующие Н, также называют нормами и исследуют в логике норм. Важнейшей проблемой нормативной (деонтической) логики является вопрос об истинности нормативных высказываний. Одни авторы полагают, что эти высказывания могут быть как истинными, так и ложными; др. утверждают, что они стоят «вне категории истины». Дискуссия продолжается.
Объективно существующую Н. важно отличать не только от нормативного высказывания, но и от эталонного объекта, воплощающего, экземплифицирующего Н.; напр., от эталонного звука, издаваемого камертоном. Непосредственно нам даны не Н., а фиксирующие их нормативные высказывания и экземплифицирующие их эталонные объекты, образцы. С ними мы и соотносим эмпирические объекты. Такое соотнесение называют оценкой, а его результат — оценочным высказыванием. В медицине и технике оценку называют диагнозом, в педагогике — экзаменом, в юриспруденции — следствием. В оценке также нет побуждения, как и в Н. Она констатирует лишь соответствие или несоответствие выделенного объекта Н. Задача привести эмпирический объект, противоречащий Н., в соответствие с ней ставится в высказываниях третьего типа — прескриптивных. Существуют эталоны не только для объектов, удовлетворяющих человеческие потребности, т.е. для ценностей, но и для антиценностей, в частности, для преступлений. Последние описаны в уголовном кодексе. Но эти эталоны так же некорректно называть Н., как и объекты, соответствующие им, — нормальными.
3. В теории вероятностей и в математической статистике нормальной называют среднюю величину, характеризующую массовую совокупность случайных явлений. Нормальным называют также наиболее распространенный, т.е. типичный, объект, который может и не совпадать со среднестатистическим; напр., размер доходов в обществе с резкой имущественной поляризацией. Оба этих понимания Н. применяются и за границами аксиологии.
Г.Д. Левин
Для эпистемологии понятие Н. значимо в двух основных отношениях. Во-первых, генезис и функционирование Н. рассматривается с точки зрения ее когнитивной природы и функций: особенностей абстракции и идеализации, лежащих в ее основе; связи со специфическими формами знания, сознания, деятельности и общения; отношения к др. понятиям (порядок, закон, образец, запрет, конвенция). Во-вторых, нормативность — характерная черта классической эпистемологии, в которой ставится задача определения Н. функционирования и развития знания (в науке прежде всего), его открытия и обоснования. При этом сама дефиниция знания имеет нормативный характер, т.е. указывает на те обязательные признаки, которые отличают знание от незнания. В рамках нормативной эпистемологии основную роль играет анализ понятий научности, истины, рациональности, прогресса познания, а также два принципа: принцип окончательного обоснования, в котором Н. обеспечивают адекватность знания, и принцип демаркации, отделяющий адекватные типы знания от неадекватных. В разных вариантах неклассической эпистемологии нормативизм либо смягчается, либо вообще отвергается, заменяясь дескриптивистской (описательной) установкой, согласно которой перед эпистемологией не ставится задача открытия, обоснования или навязывания познавательных Н., а ее единственной целью остается описание форм и типов знания, практикуемых в рамках совокупного познавательного процесса.
И.Т. Касавин
Лит.: А. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки. 1990. № 8.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009