Энциклопедия эпистемологии и философии науки - порядок дискурса
Порядок дискурса
Отправным пунктом рассуждения служит внутренне противоречивая очевидность: для западной культуры характерна одновременно логофилия (подчеркнутая любовь к слову) и логофобия — страх перед той непредсказуемой силой, которая таится в произносимом слове, в массе сказанных вещей и самих высказываниях как о событиях, нарушающих привычные формы мысли и бытия. Дискурсы, по Фуко, — это совокупность речевых практик данного общества в данном историческом контексте; это социальные способы расчленения мира, которые мы навязываем вещам. Это — не нейтральная среда: дискурс необуздан, нескончаем, наделен собственной властью; он порождается социальными порядками, но может им противостоять. А потому общество устанавливает особые процедуры контроля — прежде всего в тех областях дискурса, где задействованы власть и желание.
Это, прежде всего, механизмы запрета: говорить можно не все, не обо всем, не всем и не всегда (все это, в свою очередь, определяет табу на объекты, ритуалы обстоятельств, привилегии тех или иных групп говорящих субъектов). В некоторых исторических ситуациях в дело вступают и более общие процедуры, напр. расчленение и отторжение: так, в истории европейской культуры безумие было отторгнуто от разума и стало восприниматься либо как нечто социально незначимое, либо, напротив, как нечто сверхзначимое (пророческое). Даже в самой фундаментальной оппозиции истинности и ложности можно увидеть определенные механизмы сортировки дискурсов, а также определенные формы «воли к истине». Эти формы определяются социальными институтами — особыми практиками, системой педагогики, издательского дела, организации библиотек, построения научного сообщества и проч.
В осмыслении дискурса аналитик призван отказаться от традиционных опор мысли, таких как основоположный субъект или изначальный опыт, от таких понятий, как автор или дисциплина: они не самодостаточны, но определяются игрой дискурсов. Стало быть, нет смысла искать за внешней стороной дискурсов скрытое ядро истины: отвергая как механическую причинность, так и идеальную необходимость, исследователь изучает констелляции событий, которые складываются на пересечениях дискурсов в тех или иных конкретных обстоятельствах. Среди примеров, интересующих Фуко, — участие медицинского, психиатрического, социологического дискурсов в уголовных (психиатрических) экспертизах или же формирование отношения к сексуальности на пересечении литературного, религиозного, этического, биологического, медицинского и ряда других дискурсов. Программа Фуко предлагает изучать те или иные срезы истории как образцы разных форм «воли к знанию»: это ритуалы доказательства во времена Сократа и Платона, процедуры наблюдения и установления фактов в 16— 17 вв., момент рождения современной науки в индустриальном обществе начала 19 в. и др.
КС. Автономова
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009