Энциклопедия эпистемологии и философии науки - путь к очевидности
Путь к очевидности
Метод философского исследования, предлагаемый Ильиным, близок феноменологическому методу Э. Гуссерля. Но если Гуссерль использует преимущественно рационально-мыслительные средства, то Ильин обращается к арсеналу всех духовных и душевных сил человека. Одновременно он расширяет содержание понятия интенциональности, заменяя его понятием предметности. Предметность сохраняет все основные характеристики интенциональности, но сверх того добавляет к ним способность человека выделить самое существенное в интересующем его предмете.
Второе центральное понятие философии и гносеологии Ильина — понятие очевидности. Его содержание он очерчивает, пользуясь преимущественно художественно-описательными средствами, но чаще всего ограничивается обстоятельно описанными и прокомментированными примерами. Очевидность играет важную роль не только в гносеологии — где в основном совпадает с понятием истины, — но и во всех других сферах духовной жизни, к которым обращается философия. В каждой из них опыт очевидности осуществляется и накапливается по-своему. Так, тот, кто желает установить, что есть верное знание предмета и как оно достигается, должен осуществить и накопить обширный и разносторонний опыт познавательной деятельности. Вне этого реально пережитого и неутомимо собираемого опыта теория познания мертва и пуста. Философ, не работавший в качестве исследователя ни в одной науке, неприемлем в качестве гносеолога, сколько бы тысяч страниц он ни прочел, ни написал на профессиональном жаргоне отвлеченной мысли. Ибо акт очевидности требует от исследователя дара созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету (см. С. 500—501).
Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда философ обращается к исследованию религии, нравственности, искусства. К какой бы сфере духовного опыта он ни обратился, основное правило пути к очевидности гласит: «Сначала — быть, потом — действовать, и лишь затем — из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного и даже мучительного, делания — философствовать» (С. 506). Только следуя этому правилу, философия может стать деятельностью, придающей человеческому бытию предельную предметность и очевидность. Другое необходимое условие достижения этой цели — правильное понимание природы и состава духовных средств, с помощью которых созидается и обогащается философское знание. Философская мысль «опять должна стать созерцающей, интуитивной, повинующейся сердцу, так что все пути будут вести к сердцу, исходить из сердца» (С. 424).
В.И. Кураев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009