Энциклопедия эпистемологии и философии науки - тематизация
Тематизация
Нем. философия, освободившись от ориентации на риторику и от осмысления логики диалога, стремилась выявить определенные структуры мышления в их отношении к предметному содержанию. X. Вольф отождествил темы с положением (Satz, Propositio), распространив аналитический метод, вычленявший исходные безусловные основания геометрического знания на всю науку. Для И. Канта тема суждения совпадает с содержанием суждения как акта полагания и для ее характеристики используются такие термины, как positio, propositio, thesis, Satz, Grundsatz. Г. В. Ф. Гегель, критикуя геометрический способ изложения философии, в «Науке логики», отметил, что всеобщность и развитая конкретность понятия исключены из интерпретируемого таким образом процесса познания.
2) В феноменологии Э. Гуссерля Т. — способ анализа сознания, развитый особенно в поздних работах (напр., «Лекциях о трансцендентальной логике», 1920—21) и включающий в себя противопоставление скрытого, данного непосредственно, нетематизированного слоя иным слоям в сознании, которые делаются предметом рефлексии. Разворачивая процедуры рефлексивного анализа сознания (от занятия позиции и обращения внимания до Т.), Гуссерль характеризует объект, на который направлено внимание, как тематизированный предмет — он вычленяется из тематического содержания, — а затем как предмет схватывания (Erfassen — концептуализации, постижения), где он предстает как специальная тема. Т. как деятельность сознания означает «обращение к» определенным переживаниям и «отвлечение от» др. переживаний, включения их в горизонт сознания или не включения их в память о прошлом. Уровни Т. совпадают с уровнями объективации. Причем речь у Гуссерля идет о предметностях сознания, об их полагании в качестве предметного содержания коррелятивных интенциональных актов сознания. Т. касалась как психических актов (вслушивание, зрительное восприятие и др.), так и способов объективации жизненного мира. С этим связано различение наивно-естественной и рефлексивной установок, которое разворачивается в «Кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии» (§ 38) от нетематического горизонта через постановку теоретических и практических тем в естественных и гуманитарных науках до универсальной трансценденталистски понятой Т. Внешний и внутренний горизонты и мир как тотальность тем коррелятивны различным актам Т., которая завершается трансцендентальной редукцией, позволяющей раскрыть корреляцию мира и сознания мира.
М. Хайдеггер определяет феноменологию как Т. аналитики присутствия (Dasein), а его экзистенциалом является временность. Проводя различие между наличным и подручным, Хайдеггер связывает Т. с указанием на бытие, с опредмеченным постижением сущего: «присутствие должно трансцендировать тематизированное сущее» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 363), «всякая наука конституируется первично через тематизацию» (Там же. С. 393), очерчивая регион сущего как тему своего исследования. Целостность набросков сущего, осуществляемое наукой, т.е. тотальное очертание научным знанием предметной области, вместе с коррелятивной ей концептуальностью и есть Т., совпадающая с объективацией. «Тематизация объективирует. Она не впервые "пролагает" сущее, но высвечивает его таким образом, что оно поддается объективному допросу и определению» (Там же. С. 363). Аналитика тем научного проекта природы сначала рассматривается как актуализация бытия-в-мире, характерного для присутствия, а затем как высветление его экстатичной временности и времени как горизонта бытия. В работе «Unterwegs zur Sprache» Хайдеггер обращается к языку как способу интерсубъективной Т.
А. Шюц, анализируя поле сознания, стремился выявить принципы организации обыденной жизни и повседневного сознания. Используя метод и категориальный аппарат феноменологии, он обращается к Т. релевантности, или соотнесенности действий сознания с определениями и интерпретациями повседневности. Ее Т. тождественна с выделением в ней тематического ядра и фона горизонта переживаний. Это расщепление сознания на два уровня — тематический и горизонтный — преодолевается Шюцем, для которого любая тема уже была актуализирована и была тематизирована в предшествующем поле сознания. Помимо навязанной тематической релевантности, с помощью которой предмет конституируется как проблематичный, а незнакомый объект остается незнакомым и поэтому навязываемым, он вычленяет внутреннюю релевантность, осознанно организующей сознание, выделяя в нем тематическое ядро и горизонт, главенствующую тему по сравнению со всеми остальными, хотя все они удерживаются в сознании и образуют систему. Кроме того, он вычленяет интерпретативную релевантность, возникающую при столкновении допредикативных слоев сознания с незнакомым предметом, и мотивационную релевантность. Тематическая релевантность определяет то, что является тематизируемым в нашем опыте. Выделенная тема в нашем опыте становится решающим фактором определения интерпретативных релевантностей тех элементов знания, которые черпаются из запаса прошлых восприятий. Эти системы релевантностей, казалось бы, биографически-различных и по-разному задающих критерии значимости тех или иных переживаний, по Шюцу, совпадают у всех людей и, будучи взаимозависимыми, коренятся во внутреннем переживании времени. В ходе решения проблемы тема может исчезнуть или быть поглощена иными темами, к прежней теме сознание может возвратиться. Шюц набрасывает теорию пробелов сознания, или несостоявшихся тем. Эта линия анализа генезиса социологических понятий из повседневного опыта нашла свое продолжение в этнометодологии Г. Гарфинкеля, где проводится различие между индексным и объективным языками при рациональном описании практических повседневных взаимодействий. Объективный язык описания и является языком Т., или конструирования реальности социального взаимодействия.
В рус. философии А. Белый, постоянно обращаясь к «духу музыки» и к теоретико-музыкальным метафорам, говорил о возникновении в Новое время самосознаюшего Я как о сознании, разлагающем свои состояния в композиции вариации темы во времени (Белый А. Душа самосознающая. М., 1999. С. 125, 392—420).
А.П. Огурцов
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009