История философии - энгельс
Энгельс
(Engels) Фридрих (1820-1895) немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии 'научного социализма'. В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М.Хесса. Основные сочинения: 'Положение рабочего класса в Англии' (1844); 'Манифест Коммунистической партии' (совместно с Марксом, 1848); 'Революция в науке господина Евгения Дюринга' (или 'Анти-Дюринг') (1878); 'Происхождение семьи, частной собственности и государства' (1884); 'Диалектика природы' (1872-1882, опубликована в 1925) и др.
Уже в начале 1840-х Э. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. В сочинении 'Положение рабочего класса в Англии' Э. акцентировал эти идеи и проанализировал колоссальный статистический материал, могущий представлять интерес для социолога и в конце 20 ст.
Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творческому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Самостоятельное творчество Э. было связано с полемическими ('Анти-Дюринг'), прогностическими (комментарии к войне Севера и Юга в Америке и к франко-прусской войне 1870-1871) и историческими ('Происхождение семьи...') аппликациями метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории (наличным и ожидаемым), а также к новейшим достижениям научного знания (например, Морган и его 'Древнее общество').
Стремление Э. разработать новую и оригинальную философскую концепцию 'диалектический материализм' и обозначить его место в историко-философском процессе ('Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии', 1886; 'Диалектика природы') нельзя считать удавшейся хотя бы вследствии ее очевидной фрагментарности. В то же время эта идея трансформировалась в 20 ст. в основную интенцию официальных философских школ ряда тоталитарных государств коммунистического типа: поиск все новых и новых свидетельств наличия материальных коррелятов материалистической диалектике Маркса Э. стал там безраздельно господствующим.Особый интерес у историков марксистской философии неизбежно вызывали так называемые 'Письма об историческом материализме' Э. (совокупность нескольких посланий эпистолярного жанра, посвященных полемике с теми критиками Маркса, которые упрекали его в вульгарном 'экономическом детерминизме'). Э. попытался смягчить остроту критических замечаний, уделив особое внимание акцентировке того, что экономическая основа общества лишь 'в конечном счете' обусловливает явления духовной жизни.
Одновременно Э. признал статистический, вероятностный характер общественных закономерностей (ортодоксы марксизма ленинско-сталинского призыва стремились явно либо неявно обосновать динамический характер подобных социальных связей). По Э., любое историческое событие являет собой результат ('равнодействующую') столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль, а еще точнее то, согласно Э., 'чего никто не хотел'. Внешне нередко эффектные и эффективные полемики Э. с идейными противниками (Дюринг), его искренняя вера в возможность легитимации марксовой социально-философской парадигмы (в полном ее объеме) в среде интеллектуалов Западной Европы могут быть объяснены тем, что лишь к окончанию 19 ст. социально-гуманитарная мысль континента сумела выработать адекватный концептуальный, идеологический и политический инструментарий для борьбы с одним из 'мифов 19-20 столетий' 'научным социализмом' Маркса Э. Усилиями Э.Бернштейна, К.Каутского, Г.Лебона и многих других был сформулирован симметричный социал-демократический ответ дискурсу учения Маркса и Э. Индустриальные общества развитого типа амортизировали высочайший деструктивный потенциал теории Маркса и концептуальных публицистических упражнений Э. Общества, исторически более близкие 'азиатскому способу производства', оказались несравненно уязвимее для этих идей. .