История философии - фейербах
Фейербах
(Feuerbach) Людвиг Андреас (18041872) немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет отцу: 'За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года'.) В 1828 защитил диссертацию 'О едином, всеобщем и бесконечном разуме', выдержанную в духе гегелевского идеализма.
После защиты приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. 'Мысли о смерти и бессмертии', в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни, бессмертие закреплялось Ф. лишь за человечеством в целом. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф. закрываются университетские кафедры.
Ф. сотрудничает с журналами. В 1833 опубликовал первый том книги 'История новой философии' (т. 2 вышел в 1837, т. 3 в 1838). Книга принесла предложения ряда журналов ('Берлинер Ярбухер' заказал Ф. рецензии на 'Историю философии' Гегеля и 'Философию права' Г.Шталя). Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф.того времени (юмористические философские афоризмы 'Писатель и человек', 1834). Основные философские труды пишутся Ф. в деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837. Ф. провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848-1849. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его наставника Гегеля.
В 1839 Ф. была написана работа 'К критике гегелевской философии', за ней последовали: 'Предварительные тезисы к реформе философии' (1842) и 'Основные положения философии будущего' (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. 'Гегель начал с бытия, с понятия бытия, или с абстрактного бытия; так почему бы не начать с самого бытия, т.
е. реального бытия', отмечал Ф. И далее писал: 'Спекуляция, выходящая за пределы человеческого, тщетна, как тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого, кроме гротескных фигур, у него не получается...' ('К критике гегелевской философии'). Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой человек. Человек трактуется Ф. как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию. Особое значение имела книга 'Сущность христианства' (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена, стремясь 'свести религию к антропологии'. По мысли Ф., религия сугубо человеческий факт. (Согласно Ф., 'бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо'.) Что человек думает, какие исповедует принципы, таков его Бог. Собственная ценность человека формирует и ценность его Бога. Бог внутренний образ, сущность выраженного человека: 'возвращение к самому себе есть открытое признание того, что сознание Бога это сознание вида'. Критика религии становится основной темой творчества Ф.Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф. учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф. предлагал заменить 'теономией', рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: 'То, что человек думает о Боге, это осознание человеком самого себя'.
Чувство зависимости и обусловило, по Ф., возникновение феномена религиозной веры. По Ф., 'Бог это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где и покоится тайна ее бессилия и ее ничтожества'. Антропологизм Ф. вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества создания 'царства Божьего' на земле.
(Как отмечал Ф., 'моей первой мыслью был Бог, второй Разум, третьей и последней человек'.) В философии Ф. на место любви к Богу ставится любовь к Человеку: суть гуманизма, по Ф., 'не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте'. Последующие работы Ф.: 'Сущность религии' (1845), 'Теогония' (1857). Ф. конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860). Философия Ф. получила различные интерпретации: марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии. .