История философии - эпикур
Эпикур
(341-270 до н.э.) древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы 'Сад Э.'. Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов: 'Э. приветствует Пифокла' (письмо); 'Э. приветствует Менекея' (письмо); 'Большой обзор' (предназначенный для начинающих); 'Малый обзор', или 'Письмо к Геродоту' (для более подготовленных последователей); 'Главные мысли' (40 афоризмов); 'О природе'; 'О предопределении' и др.
Стремился создать практическое руководство для жизни (этику), для этого предназначалась физика, а последней служила логика. Учение Э. о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости в мире атомов (следствием которого применительно к атомам души была невозможность свободы воли), Э.
постулировал возможность случайного отклонения ('очень небольшого меньше которого и быть не может') атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. По Э., в пространствах между этими мирами ('междумириях') обитают бессмертные и счастливые боги, равнодушные к посюсторонним страстям. (Отрицая провидение и бессмертие души, Э.
не прекращал при этом почитать богов, убежденно провозглашая значимость святости и благочестия: совершенство божественной природы достаточная причина, чтобы их чтить). Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Вопреки классическим представлениям античной философии, ощущения, по Э., всегда истинны ибо обусловлены объективной реальностью.
Ошибочным может быть истолкование ощущений. Согласие с чувственными восприятиями и с основанными на них общими представлениями подлинный критерий истинности знания. Познание природы, философские искания не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие более устойчивое нежели простые чувственные удовольствия, т.
к. не зависит от внешних обстоятельств. Разум людей бескорыстный дар богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию. Результат последнего удовольствие вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих душевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность.
К общественности (культовым традициям и государственным учреждениям), по Э., необходимо относиться дружественно и сдержанно ('Живи уединенно!'). Термин 'эпикуреизм' вошел в философскую категориальную традицию как синоним 'гедонизма'. .