История философии - эпиктет
Эпиктет
(греч. Epictetus не имя собственное, а разговорное прозвище раба 'приобретенный') (50125/135/138?) античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель.
После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: 'Беседы или Рассуждения' (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), 'Энхиридион' (учебник на основе бесед) и др.
Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: 'логоса' (см. Логос) разумного начала и 'фюсиса' (природы) начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. это природа: Логос ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэтому 'наилучшая из возможных'. По Э., человеческие существа единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., 'бог создал всех людей для их счастья'. В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание считал Э., предполагает постоянные упражнения в его обретении.) 'Внешними' же для нас выступают наши 'свойства' (у Э. богатство, сила, репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех 'внешних' вещей и собственных характеристик безразличными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. о том, что 'людей мучают не вещи, а представления о них' было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной.С точки зрения Э., 'главное иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения'. Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям: 'Твое дело хорошо исполнить возложенную на тебя роль; жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли дело другого'.
Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван 'другом бессмертных'. ('Если бы тебя усыновил царь, учил Э., твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?') .