История философии - интеллигибельный
Интеллигибельный
Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название 'идея', обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного изменчивость. Соответственно, критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных.
Поэтому ложность суждения это не 'иномнение', когда мнится один чувственный предмет вместо другого, но соотнесение с 'идеей' умопостигаемого 'небытия'. В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение, собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием 'универсалии'.
Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием 'трансцендентный', а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием 'имманентный'. .