История философии - теодицея
Теодицея
). Однако в собственном смысле этого слова проблема Т. конституируется в контексте религий теистского типа, ибо поскольку в семантическом пространстве теистского вероучения абсолютность Бога осмысливается в плоскости понимания Бога как Абсолюта (в строго последовательном монотеизме Бог не только един, но и единственен как в смысле отсутствия дуальной оппозиции его света с темным богом, так и в смысле демиургичности, творения мира из ничего, что предполагает отсутствие материи как темной и несовершенной субстанции творения), постольку Бог оказывается референтно последней инстанцией, несущей всю полноту ответственности за свое творение, что чрезвычайно остро артикулирует проблему Т.
в рамках теологии. В контексте христианства (при достаточно раннем рефлексивном осознании означенной проблемы) Т. как концептуальный и доктринальный жанр оформляется в 17-18 вв.; термин закрепляется после трактата Лейбница 'Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла' (1710), где мир оценивался как 'совершенное творение' Бога, допускающего существование зла ради своего рода эстетического разнообразия.
В православной традиции проблема теодицеи тесно связана с антропои этнодицеей (В.С.Соловьев, Флоренский), что детерминировано введением в проблематику богословия задач обоснования православия как 'истинной веры' посредством обоснования его особого исторического призвания и мессианского предназначения. Существует большое разнообразие версий Т.
(интерпретация зла как посланного человеку испытания, трактовка зла как наказания человечества за грехи и др.), но, так или иначе центральной темой Т. является тема обоснования и защиты идеи предопределения. Выступая одной из значимых проблем в культуре классического типа, в контексте постнеклассической культуры (даже на уровне богословия) проблема Т.
теряет свою значимость, поскольку в контексте отказа от метафизических по своему характуру и в силу этого жестко дедуктивных и ригористических 'метанарраций' (см. ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ, МЕТАФИЗИКА, ПОСТМОДЕРНИЗМ) не может быть конституировано однозначных аксиологических матриц для дихотомического противопоставления добра и зла (см. БИНАРИЗМ, ЭТИКА). В силу этого проблема Т. утрачивает не только актуальность, но и основания своего проблемного статуса: по оценке Фуко, если ранний Ницше еще задавался вопросом 'следует ли приписывать Богу происхождение зла', то зрелого Ницше этот вопрос лишь 'заставляет улыбнуться'. .