Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - витализм

Витализм

(лат. vitalis живой, жизненный) (1) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин.

Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась 'машинная теория жизни'. С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.

д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни.

Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. 'энтелехией', фактором, 'заключающем в себе цель'. Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В.

(И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.

Менделя. (2) концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект 'нового' В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как 'совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти' и переставшего трактовать смерть как 'неделимое мгновение'.

Тремя 'важнейшими нововведениями' Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: 'постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели 'насильственной смерти' вместо 'естественной смерти' (Делез). Ср.

с мыслью Фуко: 'Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он 'испарил' ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что 'по ту сторону' они завершаются самой смертью.

Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм'.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое витализм
Значение слова витализм
Что означает витализм
Толкование слова витализм
Определение термина витализм
vitalizm это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины