История философии - юм
Юм
Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие 'впечатление'. 'Впечатления' у Ю. готовые, имеющиеся в душе, 'все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим'. 'Для 'впечатлений', утверждал Ю., 'не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом... языке'.
Ю. развел 'впечатления рефлексии' и 'впечатления ощущения'. Последние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: 'Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами'.Согласно Ю., мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает 'копию' с первоначального впечатления и образует 'идею' 'менее живое восприятие'. Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.
д. Опыт у Ю. оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. (Вопрос о реальном существовании материальных объектов, источников наших впечатлений как теоретическую проблему Ю. не решал, хотя и не сомневался в их существовании в контексте обыденной практики.) Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ.
Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания. Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта. Основанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода, как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким 'инстинктом причинности'.
По Ю., в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): 'каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду', и 'появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику'.Ю. первым по-настоящему серьезно исследовал 'причинность' как явление и понятие. По Ю., на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы... То, что принято называть 'причиной', это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего.
Осознание реального характера причинных связей Ю. именовал верой: 'Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации'. Согласно Ю., причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформировать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо 'все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его', при этом '...более половины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию...'.Высшая цель человеческого познания интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулировал Ю.
, результировалась впоследствии в сопряженной концепции Канта. Рассуждения и выводы Ю. по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействовали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направлений. Человек у Ю. социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели.
Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста 'силы, умения и безопасности'. Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, основы процветания общества в понимании Ю.: 'Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы.И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом'.
Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Ю., быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций.
Критика вслед за Беркли 'духовной субстанции' переросла у Ю. в отрицание традиционной религии, противопоставление ей 'естественной религии' и жесткую полемику с официальной церковью. Ю. придумал и ввел в научный оборот понятие 'философская интоксикация', значимое в психотерапевтической диагностике. .