Философский словарь - фрейд (freud) зигмунд
Фрейд (freud) зигмунд
Однако Ф. удалось сделать принципиальный прорыв в психологии. Его работы отличаются не только целостностью, в них филос. глубина, основательность в понимании психических процессов, попытка опереться на весь комплекс естественнонаучных знаний своего времени. Пытаясь следовать идеалу точной науки, Ф. оказался тем не менее философом, родоначальником целого филос. направления фрейдизма. Его открытия радикально изменили представления о философии, человеке, сознании. Он высказал Ф. полагал, что философия не является наукой: она ограничена в своих возможностях создания системных образований и критически относится ко многим рождающимся научным открытиям. Он задумывался над тем, какого рода знания содержат в себе религиозные и филос. учения. Он сомневался в том, что религиозные учения подлежат критике разума: они выше разума. Ф. занимала проблема: если истинность религиозных учений зависит от внутреннего переживания, доказывающего эту истинность, то что делать с множеством людей, которые такого редкостного переживания не испытывают?
Анализируя различные мировоззренческие системы, складывавшиеся в истории человечества, Ф. выделял три великих мировоззрения: анимистическое, религиозное и научное. Предложив и опробовав свою методику в области душевной жизни отдельного человека, Ф. задался целью применить эти воззрения для анализа психологии народов. Это был серьезный шаг в сторону философии. Ф. считал, что в душевной жизни народов должны быть открыты такие же процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивида.
Феномен религии Ф. исследовал в работах "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907), "Тотем и табу" (1913), "Будущность одной иллюзии" (1927), "Неудовлетворенность культурой" (1930), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (1938). Как и типы мировоззренческих систем, Ф. выводил религию из психоаналитического толкования природы и особенностей функционирования психики. Религия в этой трактовке оказывается не чем иным, как психологией людей, проецированной во внешний мир. Ф. сравнивал навязчивые действия невротиков с религиозными переживаниями, которые сопровождают обряды. Частный невроз, по Ф., характеризует религиозность одного человека, массовый же невротизм приводит к феномену религии.
Изучая детскую сексуальность, Ф. обнаружил дополнительные аргументы в пользу своей филос. концепции. Получалось, что между Эдиповым комплексом и верой в Бога есть несомненная близость. Бог это идеализированный отец. В этом плане религия общечеловеческий невроз, который основан на Эдиповом комплексе. Ф. оценивал религии как иллюзии и настаивал на том, чтобы устранить их из человеческого обихода.
Ф. предложил психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном. Бессознательное это, во-первых, психические процессы, которые проявляются активно и не доходят до сознания переживающих их лиц, и, во-вторых, основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное предсознательное сознательное), которая регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью.
В бессознательном, по мысли Ф., постоянно идет борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, разрушительности и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Бессознательное и его содержание Ф. рассматривал как источник неврозов и личностных конфликтов. Он создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание бессознательного и на исцеление через осознание бессознательного.
Стремясь наглядно представить душевную структуру человека, Ф. использовал образ психического аппарата, построенного из нескольких систем. В процессе развития человеческого рода и отдельного человека первым возникает бессознательное. Бессознательная система не могла бы, однако, существовать сама по себе, она была бы нежизнеспособной. Сознательная система нужна ей как инстанция, играющая роль посредника. Она выясняет, каковы условия внешнего мира (испытание реальности), и приноравливает к ним потребности, что означает работу мысли в соотнесении с причинно-следственными связями.
Основываясь на феноменах табу и тотемизма у первобытных людей, Ф. в книге "Тотем и табу" выдвинул гипотезы (повторенные затем в работе "Человек Моисей и монотеистическая религия") о происхождении совести, чувства вины, этики и религии. По мнению Э. Фромма, общей почвой, на которой произросла мысль таких исследователей, как К. Маркс и Ф., является концепция гуманизма и человечности, которая, восходя к иудейско-христианской и греко-романской традициям, вновь вошла в европейскую историю в эпоху Возрождения и полностью раскрылась в 1819 вв. Ф. был любознательным и зорким наблюдателем фактического поведения людей, а также различных проявлений бессознательного. Открытие бессознательного стало огромным прорывом в филос. постижении человека. Революция, совершенная Ф. в антропологической теории, состояла в том, что он помог обнаружить бессознательный аспект человеческого мышления. Не менее важным антропологическим достижением Ф. было и его учение о характерах.
Просветители много внимания уделяли человеческой природе. Они пришли к мысли, что, будучи единой, человеческая природа раскрывается во множестве конкретных человеческих версий. Дальше этой констатации просветители, однако, и не продвинулись. Ф. же показал, что можно выделить специфические психологические характеры. Характер это стойкая структура чувств, типичное поведение, обусловленное историей развития личности. Ф. выдвинул весьма интересное предположение о невротическом характере культуры. Вместе с тем он показал, что психоанализ может внести гармонию в душу человека и "отладить" массовопсихологические процессы.
В 20 в. сложилось множество социальных и культурологических концепций. Исследователи пытались понять, что заставляет людей жить в сообществе? Каким образом возникла нравственность? Почему в культуре есть такие феномены, которые никак не объяснишь действием разума, сознания человека? Ф. пытался ответить на эти вопросы с помощью психоаналитического учения о сексуальности. Можно сказать, что содержание культуры представлялось ему слишком упрощенно. Однако идеи Ф. сохраняют свое значение для трактовки многих проблем культуры.
Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991; Основной инстинкт. М., 1997; Тотем и табу. М., 1997; Истолкование сновидений. М., 1999.
П.С. Гуревич