неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать
объект познания и его образ в сознании. К.р. составил важный этап в борьбе против неогегельянства и прагматизма. В Германии критическими реалистами именовали себя представители реалистического направления в неокантианстве (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), считавшие "вещи-в-себе" необходимым основанием и материалом нашего знания о мире. На формирование взглядов британских критических реалистов (А. Прингл-Пэттисона, Р. Адамсона, Дж.Д. Хикса) повлияла отчасти
философия И. Канта, отчасти философия "естественного реализма" шотл. школы. Как относительно самостоятельное филос. течение К.р. оформился в США в 1920, когда Д. Дрейк, А.О. Лавджой, Дж.Б. Пратт, А.К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р.В. Селлерс и Ч.О. Стронг выступили с программным сб. "Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания". Амер. критических реалистов объединяло
убеждение в том, что любое
восприятие включает три отдельных ингредиента:
акт восприятия, "непосредственно данное" и воспринимаемый объект.
Существование физических объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому
субъект воспринимает "данное", которое служит посредником между ним и объектом и в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта.
Возможность познания физических объектов критические реалисты обосновывали тем, что человеческий
опыт изначально ориентирован на внешний
мир. Наиболее яркое
выражение этот
аспект нашел в учении Сантаяны о "животной вере", согласно которому мы инстинктивно, как животные, чувствуем, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств.
Однако в трактовке природы "данных", объектов познания и характера их взаимосвязи среди критических реалистов отчетливо проявились разногласия, которые привели к распаду этого течения в 1930-е гг. Его участники, претерпев определенную эволюцию, продолжали отстаивать принципы К.р. уже независимо друг от друга. Для Сантаяны, Стронга, Дрейка и др.
К.р. стал определенным аспектом их натуралистической философии. Пратт эволюционировал в сторону персонализма, создав концепцию "персонального реализма"; Лавджой отстаивал позиции "темпоралистского реализма". Селлерс разрабатывал теорию "физического реализма" и эмерджентной эволюции, предвосхищая во многом идеи научного реализма.
Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998. Essays in Critical Realism. A Cooperative Study of the Problem of Knowledge. New York, 1920; Santayana J. Scepticism and Animal Faith. Introduction to a System of Philosophy. New York, 1923. .