Философский словарь - критика чистого разума
Критика чистого разума
Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувственного опыта и рациональных структур в научном познании. В "Трансцендентальной эстетике" говорится о необходимом эмпирическом основании познавания ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимущественное внимание уделяется анализу способов "упорядочения", "связывания" эмпирических данных с помощью априорных и субъективных форм чувственного познания пространства и времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все "феномены", подчиненные субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают подлинного знания об объектах, или "вещах в себе". Последние он объявляет непознаваемыми. Априорный характер Кант приписывает всем формам познания. В "Трансцендентальной аналитике" рассматривается рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий категорий. В основе способности объединять представления лежит "первоначально-синтетическое единство апперцепции". "Подведение" эмпирических созерцаний под категории осуществляется с помощью способности суждения или продуктивной способности воображения. В "Аналитике основоположений" рассмотрены общие методологические принципы и требования научного познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), которые определяют условия и границы "возможного опыта". В "Трансцендентальной диалектике" исследуется разум, требующий абсолютной завершенности опыта, и дается критика его иллюзий и ошибочных заключений (паралогизм, антиномии, идеал), в которые он впадает, отрываясь от чувственного основания познания и стремясь к познанию сверхчувственного души, мира как целого и Бога. Кант далек от однозначно отрицательной оценки заблуждений разума и его антиномичности он видит в этом проявление стремления к неограниченному расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания регулятивное, направляющее значение. Учение об априорных, рациональных структурах и диалектике разума составляет, по Канту, подлинный предмет философии. В "Трансцендентальном учении о методе" определяются методы критического филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их достижения, рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о них (метафизика природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение "К.ч.р." содержится в "Пролегоменах" (1783).
Рус. пер. М. Владиславлева (1867), Н.М. Соколова (18961897, 1902), Н. Лосского(1907, 1915); см. также в кн.: КантИ. Соч. М., 1964. Т. 3.
Шульц И. Разъясняющее изложение "Категории чистого разума". М., 1910; Vaihinger H. Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. Stuttgart, 1881 1882. Bd 12; Smith N.K. A commentary to Kant's "Critique of Pure Reason". London, 1930; Materialen zu Kants "Kritik der reinen ernunft". Frankfurt am Main, 1975.