Философский словарь - лосев алексей федорович
Лосев алексей федорович
Миросозерцание Л. формируется на основе глубокого интереса к филос. учению Платона, сквозь призму которого воспринимались самые различные проявления духовной культуры: музыка и математика; филос. взглядов Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, А. Бергсона, П. Наторпа, Э. Кассирера; физических теорий Х.А.Лоренца и А. Эйнштейна. В 1920-1930-х гг. выходит цикл монографий: "Античный космос и современная наука", "Диалектика числа у Плотина", "Музыка как предмет логики", "Диалектика художественной формы", "Критика платонизма у Аристотеля", "Очерки античного символизма и мифологии", "Диалектика мифа". Собственное филос. учение Л. изложил в работе "Философия имени", которая была своеобразным синтезом феноменологии и платонизма. Филос. идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского "Парменида", Л. положил в основу преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив ее в универсальную диалектику. "Философия имени" генетически была связана со спорами об имеславии нач. 20 в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа (67 категорий) природы "имени", или "слова". Для Л. все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла. Имя в своем законченном выражении понималось как "идея", улавливающая и очерчивающая "эйдос", существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный "мистический" слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Л., совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т.к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.
В 1930 появился ряд публикаций с критикой работы Л. "Диалектика мифа" (Л.М. Каганович, М. Горький и др.) и характеристикой мыслителя как классового врага, мракобеса, реакционера, черносотенца и монархиста. Последовавшие "оргвыводы" привели к аресту Л. и "трудовому перевоспитанию" на Беломорканале до 1933, после освобождения работа была связана с преподаванием в качестве проф. филологии. С нач. 1950-х гг. начался новый период филос. творчества: было опубликовано около 400 научных работ (в т.ч. 30 монографий). Наиболее выдающиеся из них: восьмитомная "История античной эстетики", "Эллинистически-римская эстетика", "Эстетика Возрождения", "Проблема символа и реалистическое искусство", "Владимир Соловьев и его время".
Из ранних произведений. М., 1990; Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993; Бытие. Имя. Космос. М., 1993; Миф. Число. Сущность. М., 1994.
А.Ф.Лосеву: К. 90-летию со дня рождения. Тбилиси, 1983; Гоготешвили Л. Лосев А.Ф. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.