Философский словарь - прокл (рroklos) диадох
Прокл (рroklos) диадох
Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского "Парменида": сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского "Филеба" как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень демонические "просто души": ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже "частичные души", одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего неодушевленные тела. В эту расчлененную иерархическую структуру П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует "природа", бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная силе рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.
Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика, философия таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические слияние человека со сферой ума, гиератические выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.
Философия П. наиболее подробный вариант школьного платонизма оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) на европейскую, византийскую, араб. философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.). In Platonis Rempublicam commentarii. V. 1-2. Leipzig, 1899-1901; In Platonis Timaeum Commentaria. T. 1-3. Leipzig, 1903-1906; Commentary on the first Alcibiades of Plato. Amsterdam, 1954; Elementatio physica. Berlin, 1958; Tria opuscula. Berlin, 1960; Elements of theology. Oxford, 1963. Rosan L.J. The philosophy of Proclus. New York, 1949; Beierwaltes W. Proklos. Grundzllge seiner Metaphysik. Frankfurt am Main, 1965; Trouillard J. L'un et l'ame selon Proclos. Paris, 1972.