Философский словарь - рационализирование
Рационализирование
Напр., перед средневековой культурой стояла двуединая задача Р. и обоснования религиозного учения. Его понимание могло быть достигнуто путем постижения предметного мира, связывания недоступного самого по себе умозрительного, небесного мира с реальным, земным. С др. стороны, сам предметный мир становился понятным и обжитым в той мере, в какой на него распространялась сеть понятий и отношений умозрительного мира. Укоренение религии являлось постижением предметного мира и его религиозным Р.; постижение мира означало набрасывание на него сети отношений, постулируемых религией. Средневековой церкви предстояло, писал Л.П. Карсавин, "развивая свою "небесную жизнь" в высших сферах религиозности, нисходить в мир и преображать его в Град Божий, живя "земной жизнью". Поэтому в церкви одновременно должны были обнаруживаться два видимо противоположных движения, лишь на мгновение раскрывающих свое единство: движение от мира к небу и движение от неба к миру". Движение к миру означало восприятие его культуры, частью внешнее освоение, т.е. обмирщение и возможность падений с высот "небесной жизни". Движение к небу, наиболее энергично выражавшееся в религиозном умозрении и мистике, грозило устранением от всего мирского, вело к аскетизму и пренебрежению земными целями. Обоснование религии и Р. с ее помощью мира были необходимы для жизненности друг друга, они, переплетаясь, создавали одно неразложимое в своих проявлениях противоречивое целое. Особенно наглядно это выразилось в средневековом искусстве: оно аскетично и всецело наполнено "неземным содержанием", но не настолько, чтобы совершенно оторваться от земли и человека, пребывающего, хотя и временно, на ней.
Угроза "приземления небесного", постоянно витавшая над средневековой культурой, реализовалась только на рубеже средних веков и Нового времени. В этот период Р. земного мира получило явный приоритет над обоснованием религии, в результате чего божественные предметы оказались приземленными, нередко сниженными до вполне житейских и будничных, а человеческое начало приобретать черты возвышеннобожественного. "...Небесный мир как бы сдвинулся с места и устремился в здешний, земной, пронизывая его собою" (В.В. Лазарев).
В современной науке, конструирующей высоко абстрактные теоретические миры и устанавливающей сложные их связи с предметным миром, процессы обоснования (движения от предметного мира к теоретическому) и Р. (обратного движения от теоретического мира к предметному) переплетены очень тесно. В философии науки внимание уделяется, однако, только процедурам обоснования, что чревато опасностью объективизма и возникновением иллюзии полной понятности мира на основе существующих теорий. Сходная ситуация существовала в естествознании в кон. 19 в., когда казалось, что его развитие завершено и никаких крупных открытий ожидать уже не приходится.
Карсавин Л. П. Культура средних веков. Общий очерк. Пг., 1918; Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998; Стёпин B.C. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. М., 2000.
А.А. Ивин