Философский словарь - санкхья-карика
Санкхья-карика
Карики 1 -2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, живых существ и свыше) и задают установку на освобождение от них. В кариках 3-7 кратко "записаны" все 25 начал санкхьи, учения об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8-20 представляют онтологию санкхьи: учение о предсуществовании следствия в причине; характеристики "проявленного" и "непроявленного" уровней трехгунной реальности; самих трех гун конечных "атомарных" факторов бытия, проявляющихся в аспектах просветленности, активности и инертности; обоснование единства трех гун в качестве первоматерии мира Пракрити; существование Атмана-пуруши как "чистого субъекта" и его множественность, а также ложная взаимоассимиляция Пракрити и пуруш. Карики 2127, 38 посвящены космологии эманациям всех "проявленных" начал мира из Непроявленного. В кариках 28-37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей любой психосоматической организации и три "внутренние способности" ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи. Предмет карик 39-55 механизм трансмиграции тонкого тела (своеобразного посредника между духовным началом-пурушей и материальными телами) и диспозиции сознания индивида, определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56-61 служение "бессознательной" Пракрити интересам пуруш. Карики 62-68 посвящены "освобождению" пуруши от мира страданий (мокша), которое начинается с "реализации" истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением. При этом само духовное начало, будучи по определению бездейственным, закабаляется и "освобождается" необъяснимым и не совсем логичным образом самой персонифицируемой Первоматерией, которая, будучи по определению бессознательной, каким-то образом осуществляет целеполагающую деятельность в мире. В последних стихах "С.-к." излагаются основные "исторические" вехи трансляции учения санкхьи. "С.-к." пользовалась беспрецедентной популярностью: уже к 10 в. к ней было составлено более десятка комментариев; на "С.-к." опирались в изложении учения санкхьи и все ее оппоненты (буддисты, джайны, вайшешики, найяики, ведантисты). Сформулированный в ней классический дуализм стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии пуранической литературы (где развивалась и образность "С.-к." сравнения Пракрити и пуруш с женским и мужским началами, а созидания и разрушения мира с их "соединением" и "разлукой").
Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачас-пати Мишра / Изд. подгот. В.К. Шохин. М., 1995.
В.К. Шохин