Философский словарь - сеземан василий эмильевич
Сеземан василий эмильевич
и новой философией. В 1909 оставлен при кафедре философии для получения профессорского звания и командирован в ун-ты Марбурга и Берлина. По возвращении преподавал философию в ун-тах и гимназиях Петербурга, Вятки, Берлина и Каунаса, проф. ун-та которого стал по рекомендации Н. Гартмана, Н. Лосского и С. Франка. В 1950 арестован и отправлен в ГУЛАГ, в 1958 реабилитирован и до конца жизни проф.
логики Вильнюсского ун-та.Основная тема его филос. творчества проблема иррационального во взаимоотношении с рациональным. Эта тема разрабатывалась на такой фундаментальной основе, как синтез глубинного платонизма рус.
филос. культуры, восходящей к святоотеческой традиции, с филос. принципами неокантианствамарбургской школы и "идеями чистой феноменологии" Э. Гуссерля. Уже магистерская диссертация С. была посвящена платоновской традиции "Этика Платона и проблема зла". Эти же материалы были использованы и при написании статей о Сократе и Плотине, опубликованных в 1925.
Формирование филос. взглядов С. происходило в русле западноевропейских филос. школ и направлений. Особое влияние оказали работа Гуссерля "Идеи чистой феноменологии" и рецензия с комментариями к ней П. Наторпа, а также систематическая разработка Гартманом феноменологических проблем в кн. "Основные пути метафизики познания". Именно на стыке феноменологии и марбургского неокантианства С.
пытался отыскать решение проблем соотношения иррационального с рациональным. Иррационализм рассматривался С.. с одной стороны, как негативная (нижняя) граница бытия, а с др. как высшая, позитивная граница, за которой явлена абсолютная первооснова космоса, воплощенная в принципах единства истины, добра и красоты.Первооснова понималась С. не только как сверхбытие, сверхценность, но и как сверхразумное. Первоначальные формы подобных характеристик бытия С. усматривал в традициях платонизма и в платоновски обусловленной богословско-филос. экзегетике отцов и учителей Церкви. По мнению С.. от эмпирических ступеней рациональности вполне возможно перейти к идее абсолютной рациональности через мост иррациональных принципов в том случае, если иррациональное выступит в роли филос.
абсолюта, выражаемого исключительно апофатически. Европейская культура, по мнению С.. стоит на пороге катастрофы, она погрузилась в иррациональные бытийные бездны, построенные на отрицательных началах. Единственный выход из подобного кризиса мыслитель видел в сущностной связи духовной культуры с высшим трансцендентным началом, которое только одно способно осуществить и обосновать свое внутреннее единство.Нил Филострата // Гермес. СПб., 1910. Вып. 6-8; Рациональное и иррациональное в системе философии. Логос. М., 1911. Кн. 1; Теоретическая философия Марбургской школы // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 5; Эстетическая оценка в истории искусства // Мысль. Пг., 1922. № 1; Платонизм, Плотин и современность // Там же; Сократ и проблема самопознания // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4; Die Ethik Platos und das Problem des Bosen // Philisophische Abhandlungen: Herman Gohen zum 70. Geburtstage (4, Juli 1912). Berlin, 1912; Das Problem des Idealismus in der Philosophi // Antrisvorlesung gehalten an der humanistischen Fakultet der litauischen Universitet. Kaunas, 1930. Kn. 4. Hartmann N. Kleine Schriften. Bd 3. Berlin, 1958. A.M. Абрамов .