Философский словарь - сократ (socrates) из афин
Сократ (socrates) из афин
Диалогизм учения С.. общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: С. утверждал, что сам он "ничего не знает" и, чтобы стать мудрым, расспрашивает др. людей. Свой метод собеседования С. называл майевтикой ("повивальным искусством"), имея в виду, что только помогает "рождению" знания, но сам не является его источником: т.к. не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то "знающим" считался отвечавший на вопросы С. собеседник. Обычные приемы ведения диалога у С: опровержение через приведение к противоречию и ирония притворное неведение, уход от прямых ответов: "Ты над другими посмеиваешься всем задаешь вопросы и всех опровергаешь, сам же ни о чем своего мнения не высказываешь" (Ксенофонт). Согласно "Апологии" Платона, на самом деле С.. говоря "чистую правду" о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с Божественной мудростью.
Постоянная мысль С. об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Зло всегда ошибка суждения, и после того как душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. Тема любви и дружбы наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений С. Любовная тема была важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по С.. к его душе, в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демонпокровитель. С. слышал голос своего "демония", предостерегавший его совершать те или иные поступки. Именно за это подозрительное с т.зр. государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии. Истинное же религиозное благочестие С. видел в моральном самосовершенствовании и толковал в этом духе дельфийскую максиму "Познай самого себя".
В 399 до н.э. афиняне привлекли С. к суду по обвинению в расшатывании устоев гос-ва. Текст обвинительного приговора сообщает Ксенофонт в "Воспоминаниях о Сократе": "Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь". Защита С. на суде стала поводом к написанию многочисленных "Апологий", наиболее известная из которых принадлежит Платону. По приговору суда С. выпил цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании.
После смерти С. началась долгая история интеллектуальных переживаний этой афинской трагедии, во множестве возникли т.н. сократические школы, основанные его близкими учениками, появляется жанр "сократического диалога", персонажем которого неизменно является С.. и "воспоминаний" о С. Для всей этой литературы была характерна типизация персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате созданный облик С. хотя исторически малодостоверен, зато чрезвычайно интересен как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов.
Ксенофонт. Сократические сочинения. М.; Л., 1935(пере-изд. СПб., 1993); Платон. Соч. Т. I. M., 1989; Socratis et Socraticorum Reliquiae. Vol. 1-2. Napoli, 1990. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М., 1963; Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1984; Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988; Navia L.E., Katz E.L Socrates. An Annotated Bibliography, 1988. M.A. Солопова