один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение С. играет важную роль в психологии, философии, теологии.
Религия, отмечает П.А. Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. "Господи, всели в мя
корень благих, страх твой, в сердце мое" (Иоанн Златоуст). В религии ничего не вырастает без этого корня.
Бог великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Божьим. С. начало премудрости, или истинная премудрость, ведущая к жизни. С.. по мнению Флоренского, близок к изумлению, которое философы считают началом философии. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое. А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде. "Перед первичными феноменами, если они являются нашим чувствам обнаженными, мы испытываем особого рода жуткое
чувство, доходящее до страха" (И.В. Гёте). Источник С. не в необычности и непонятности нового, а в ощущении трансцендентности являющегося. "Н е -здешнее открылось, и текучим, шатким, зыблющимся почувствовался
мир: бывающее померкло перед истинно-сущим. А с бывающим померкло и само наше
бытие: мы сами оказались дрожащим пламенем среди ветреных пространств, на границе
ничто, еле-еле не-несущими. Но тогда-то мы нашли и свою вековечную опору в Сущем от века. Последнее уничижение наше и есть величайшее возвеличение.
Страх Божий двудействен... Это окно в нашей действительности, откуда видятся миры иные. Это брешь земного существования, откуда устремляются питающие и укрепляющие его струи из иного мира" (Флоренский). "С." важнейшее
понятие экзистенциальной философии. Впервые С. Кьеркегор различил С. или боязнь перед к.-л. конкретными обстоятельствами и неопределенный, безотчетный С.-тоску. Это же различение является центральным в философии М. Хайдеггера, для которого С. открывает последнюю
возможность экзистенции
смерть. С. выталкивает человека за пределы сущего к ничто. Это трансцендирование есть
условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в ничто, мы не могли бы встать в отношение ни к сущему в целом, ни к самим себе. Без выдвинутости в ничего, без мужественного заглядывания в ничто в состоянии С. нет возможности вопрошать сверх сущего, за его пределы, нет возможности повернуться лицом к бытию.
В психологическом аспекте С. это препятствие на пути реализации личности, которая в наше время живет в постоянном состоянии С: перед начальством, перед угрозой безработицы, перед насилием, войной, терроризмом и т.д. С. в этом плане, возможно, самая главная проблема социальной жизни, определяющая поведение человека и его отношение к другим. Социально детерминированная этика, считал Н.А. Бердяев, всегда есть этика С. "Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный трансцендентной бездной, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими карами. Но она создает и другой образ, в котором нет уже страха и который ниже страха пошлость... Пошлость есть окончательное водворение на низинной плоскости, когда уже нет не только тоски по горнему миру и священного ужаса перед трансцендентным, но нет уже и страха" (Н.А. Бердяев).
Гёте И.В. Избр. философские произв. М., 1964; Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб. XVII. М., 1977; Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993; Кьеркегор С. Страх и трепет. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Е.Н. Некрасова