Философская энциклопедия - "абхинавабхарати"
"абхинавабхарати"
"АБХИНАВАБХА́РАТИ"
эстетич. трактат ср.-век. инд. мыслителя Абхинавагупты (2-я пол. 10 – нач. 11 вв.). Представляет собой комментарий к "Натьяшастре" – древнейшему трактату о драматич.иск-ве. Осн. категорией "А." является "раса" – специфич. душевное состояние человека, к-рое определяется как эстетич. переживание. Абхинавагупта подвергал критике толкования этого понятия комментаторами "Натьяшастры" – Бхатта Лоллата, Шанкука, к-рые рассматривали "раса" лишь как усиление чувств или подражание определенным душевным состояниям. Продолжая традиции Бхатта Найака, он видел источник "раса" в погружении в эстетич. объект, в полном отвлечении от жизненных страстей и всего индивидуального. Как универсальная эстетич. эмоция, "раса" освобождена от всякой патологич. окраски (страх, слезы), и поэтому восприятие трагедии способно доставлять столько же наслаждения, сколько и восприятие комедии. "Раса" – состояние, объединяющее в себе наслаждение, покой и блаженство; она является формой интуитивного постижения. "Раса" достигается устранением ряда препятствий, мешающих абс. сосредоточенности сознания на эстетич. объекте. Анализ этих "препятствий", данный в "А.
" на примере драмы, сопровождается рассмотрением различных состояний зрителя, способствующих или мешающих эстетической сосредоточенности. Комментарии "А." оказали влияние на позднейшие работы по ср.-век. инд. эстетике.
Лит.: Gnoli R., The aesthetic experience according to Abhinavagupta, Roma, 1956; Bharаta Muni (Supposed author), Nātyaśāstra. With the comment, of Abhinavaegupta, ed. ... by Manavalli Ramakrishna Kavi, v.
l–3, Baroda (India), 1926–54, v. 1, 2 ed., ed. by K. S. Ramaswami Shastri, Baroda, 1956.О. Прокофьев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.