Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - древнееврейский язык

 

Древнееврейский язык

язык, на к-ром написано подавляющее большинство книг ВЗ. В библ. времена он именовался "ханаанским" (Ис 19:18) и "иудейским" (Ис 36:11). Одной из отличительных его особенностей является устойчивость в грамматич. отношении на протяжении мн. веков и отсутствие ясно выраженных диалектов. Тем не менее в ВЗ можно различить части архаичные, классические и более поздние, арамеизированные.

Существ. изменения, произошедшие в поздний период, позволяют выделить "среднееврейский" язык, к к-рому обычно относят *кумранские тексты и тексты *Талмуда. После окончательного уничтожения иудейского государства имп. Адрианом (2 в. н.э.) Д. я. в своей "средней" форме сохранился как культовый. Язык "иврит", принятый в совр. Израиле, еще более отдалился от Д.

я. вследствие модернизации. Произношение в Д. я. имеет в наст. время два варианта (различие их сводится гл. обр. к огласовке): "ашкеназский", закрепившийся у евреев в Северной, Восточной и Западной Европе, и "сефардский", употреблявшийся в Южной Европе, более близкий к древнему произношению, но не тождественный ему. В святоотеч. лит-ре высказывалось мнение, что Д.

я. первый по времени язык человеческого рода или что он был дан народу Самим Богом через Моисея (*Ориген, блж. *Феодорит Киррский), однако существовали и возражения против подобной т. зр. (свт. *Григорий Нисский). В наст. время установлено, что Д. я. происходит от общесемитского корня и родствен языкам финикийцев, вавилонян, ассирийцев, арабов и сирийцев.

Он принадлежит к сев.-зап. ветви этих языков, а именно к ее ханаанской семье. Д. я. был усвоен предками израильтян, вероятно, в эпоху обитания патриархов в Палестине (19-18 вв. до н.э.). Т. о., он не был их первонач. языком и поэтому именовался "ханаанским". Несмотря на относительную непрочность племенной *амфиктионии, Д. я., по мнению *Велласа, обрел единство еще до того, как стал лит.

языком. *Алфавит Д. я. консонантный, т. е. включает только согласные (22 буквы); значки для гласных были введены в 6-7 вв. н.э. масоретами. Как правило, корни слов состоят из трех согласных. От глаголов 3-го лица ед. числа совершенного времени (каль) производятся все части речи (за исключением местоимений). Среднего рода в Д. я. нет; кроме ед.

и мн. числа есть число двойственное. Глагол имеет семь основных залогов и неск. дополнительных, к-рые употребляются редко. По словам *Шатобриана, Д. я. "сжатый, выразительный, почти лишенный глагольных окончаний, передающий два десятка оттенков мысли изменением одной-единственной буквы, являет собой наречие народа, замечательным образом сочетающего в себе первозданную простоту с глубоким знанием людей".

Отвлеченные идеи с трудом передаются на Д. я., ему свойственны лапидарность и конкретная образность. Существует глубокое соответствие между ним и библ. ветхозав. мыслью. *Г е з е н и у с В.Ф.Г., Евр. грамматика, пер. с нем., СПб., 1874; *Д ь я к о н о в И.М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; ПБЭ, т.5, с.218-22; *Т р о и ц к и й И.Г., Грамматика евр. языка, СПб.

, 19082; Т р о и ц к и й М., Краткая грамматика древнеевр. яз., Одесса, 19012; *Ш т е й н б е р г О.Н., Евр. и халдейский этимологич. словарь к кн. ВЗ, т.1-3, Вильна, 1878-81; *B a r r J., The Semantics of Biblical Language, L., 1983; D r i v e r G., Problems of the Hebrew Verbal System, Edin., 1936. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое древнееврейский язык
Значение слова древнееврейский язык
Что означает древнееврейский язык
Толкование слова древнееврейский язык
Определение термина древнееврейский язык
drevneevreyskiy yazyk это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины