Библиологический словарь - историзм свящ. писания
Историзм свящ. писания
"Есть две точки зрения на мир, указывает *Бердяев, для одной мир есть прежде всего космос, для другой мир прежде всего история. Для древних греков мир был космосом, для древних евреев мир был историей. Взгляд на мир, как на космос, космоцентричен. Взгляд на мир, как на историю, антропоцентричен". Человек, образ и подобие Божье, есть, согласно Библии, ось мирового становления.
И.С.П. обладает подлинной перспективой будущего, эсхатологич. видением, к-рому открываются деяния Божьи, Его "Домостроительство" (Еф 3:9). От этого богословского И.С.П. следует отличать вопрос об историч. достоверности библ. сказаний. Как показали данные *археологии библейской, авторы Свящ.Писания в целом оперируют подлинными событиями.
Но достоверность всех историч. деталей не имеет значения для восприятия Библии как Слова Божьего. Писание не есть научное сообщение о том, что было в прошлом. Самая точная стенограмма событий не делается от этого боговдохновенной. Основное историч. провозвестие Библии в узловых реальностях (Творение, создание ветхои новозаветной Церкви, Боговоплощение, Воскресение).
Конкретные же подробности нередко даны через призму поэтич. предания, к-рое воспринимает события обобщенно и опоэтизированно. Кроме того, нек-рые аспекты свящ. истории, выходя за рамки эмпирич. историографии, раскрывают м е т а и с т о р и ю, глубинный смысл историч. процесса, с помощью наглядных образов и символов, свойственных поэтич.
языку *Древнего Востока (см. ст. Миф и Библия) К этой категории относятся 1-е гл. Кн.Бытия. *Герменевтика этих глав неотделима от уяснения системы символов, за к-рыми стоят боговдохновенные истины библ. историографии. И.С.П. оказал влияние на всю европ. мысль. *А в е р и н ц е в С.С., Порядок Космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, в кн.
: "Античность и Византия", М., 1975; *Б е р д я е в Н.А., Смысл истории, Берлин, 1923, то же, М., 1990; е г о ж е, Опыт эсхатологич. метафизики, Париж, 1947; Б л о к М., Апология истории или ремесло историка, пер. с франц., М., 1973; *Г е р д е р И.Г., Идеи к философии истории человечества, М., 1977; *Я с п е р с К., Истоки истории и ее цель, вып.1-2, М., 1978; *D a n i №l o u J., Essai sur le Myst-re de lHistoire, P.
, 1953; D a w s o n C.H., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960; F u l l i n g E., Geschichte als Offenbarung, B., 1956; *T r e s m o n t a n t C., Essai sur la pensee hebraїque, P., 1953; см. также ст.: Античность и Библия; Богословие библейское; Время в Библии. .