Библиологический словарь - карташев
Карташев
Антон Владимирович (1875-1960), рус. правосл. историк, богослов и библеист. Род. в семье уральского шахтера. Богословское образование получил в Пермской ДС (1894) и СПб.ДА (1899), где до 1905 был доцентом по каф. церк. истории. Уйдя из ДА, К. преподавал историю религии на Высших женских курсах (1906-18). Поиски путей обновления церк. жизни сблизили его с кружком *Мережковского и с *Булгаковым.
Широта воззрений К. никогда не отдаляла его от Православия, к-рому он оставался верен до конца дней. Как публицист, К. выступал с резкими обличениями церк. недугов. Принципиальность и интеллектуальная честность особенно проявились в его поздних трудах: "История Русской Церкви" (Париж, 1959) и "*Вселенские Соборы" (Париж, 1963). К. издавал газету "Вестник Жизни", состоял председателем Религ.
-филос. общества (1909) и был сотрудником Петерб. публичной библиотеки. После падения царского режима К. занял пост обер-прокурора Синода, но через 10 дней, по его же инициативе, эта должность была упразднена, и К. назначили министром вероисповеданий. От имени Временного правительства он открыл 15 августа 1917 Поместный собор Рус. Правосл.
Церкви и принял в его работе деятельное участие. Когда министерство было ликвидировано, К. основал "Братство св.Софии", в к-рое входили представители духовенства и церк. интеллигенции (в т.ч. и *Тураев). В 1919 К. выехал из России. В Париже он стал одним из основателей и проф. Свято-Сергиевского богословского ин-та (1925-60). К. принимал участие в Византологическом конгрессе (Палермо), в деятельности экуменич.
конгрессов (Оксфорд, Эдинбург). Свято-Сергиевский богосл. ин-т удостоил его звания доктора церк. истории "гонорис кауза". В ин-те К. нек-рое время вел курс Свящ.Писания ВЗ. Он создал первый правосл. учебник по этому предмету, в к-ром учитывались все достижения *новой исагогики. Его курс, обнимавший тему *"Пятикнижие", издан не был, но материал из него вошел в знаменитую актовую речь, к-рую К.
произнес 13 февраля 1944. Эта речь, вышедшая через 3 года отдельной книгой ("Ветхозаветная библ. критика", Париж, 1947), произвела смущение в академич. кругах. "На нее, пишет еп.*Кассиан (Безобразов), болезненно реагировал и такой бесстрашный человек, как покойный митрополит Евлогий. Владыка был, конечно, неправ. Можно соглашаться или не соглашаться с теми конкретными результатами, к которым пришла или приходила библейская наука в Западной Европе.
Теория Велльхаузена о происхождении Пятикнижия вызывает и чисто научные возражения. Но нельзя отрицать за ученым-богословом право критического исследования, искания человеческих истоков богодухновенных писаний. Тем более, что верность Антона Владимировича Халкидонскому догмату утверждает не только право человеческого начала, но и примат Божественного.
Этим приматом Божественного начала отмечено все служение Антона Владимировича. Ему верна и его библейская работа. С какою силой он проступает в этой книжке, которая вызвала столько толков!". Основные идеи К., изложенные им в его программной работе, сводятся к следующему. 1. Все виды библ. критики: *текстуальную, *историко-литературную, *историческую и др.
необходимо ввести в православную экзегезу по соображениям как научно-апологетич., так и догматическим. 2. "Библия есть не только Слово Божие, но и слово человеческое в их гармоническом сочетании, точнее слово богочеловеческое. Наше обычное выражение "слово Божие" догматически бесспорно, но неполно, как и выражение "И.Христос Бог" верно, но неполно; точнее "Богочеловек".
Стало быть, формула "Бог автор священных книг" должна звучать как монофизитский уклон в сторону от нашего Халкидонского православия. Таким же уклоном было бы и исключительное держание за одно только выражение "слово Божие". С лозунгом: "слово богочеловеческое" мы утверждаемся на незыблемой скале Халкидонского догмата. Это чудесный ключ, открывающий путь к самым центральным спасительным тайнам нашей веры, и в то же время это благословение на безгрешное построение в православии критического библейского знания.
" (с.72). 3. Сотни разночтений в *рукописях библейских требуют тщательной текстуально-критич. работы. "Критика не портит текста, который неизбежно удаляется в процессе исторического существования от своей изначальной чистоты, а возвращает и приближает его к последней" (с.17). 4. "С догматической стороны вопрос об авторстве священных книг, и особенно так называемых учительных книг, довольно безразличен раз данная книга признана Церковью богодухновенной" (с.
22). Вопрос этот решают не столько предания, сколько историко-лит. исследования Библии. Они, в частн., допускают возможность древних "редакционных переработок, дополнений, приспособлений к своему времени" (с.23). При *атрибуции книг Писания экзегеты должны учитывать специфич. отношение к *авторству на *Древнем Востоке.5. Большинство пророчеств ВЗ о Христе осмысляется только в свете новозав. Откровения. 6. Следует признать обоснованность теорий, к-рые отстаивали постепенность образования Пятикнижия. В пользу этих теорий говорит хотя бы тот факт, что *Исторические кн. ВЗ не знают многих законов Пятикнижия. "Вся излагаемая ими история народа протекает в вопиющем и потому непонятном противоречии с самыми основными культовыми предписаниями писанного Моисеева законодательства" (с.
47, см. ст.Пятикнижие). 7. Следует признать надежными выводы о составном характере Кн. прор.Исайи, о написании Кн.Даниила в Маккавейскую эпоху (2 в. до н.э.) и др. теорий новой исагогики, к-рые нисколько не умаляют прообразоват.-пророч. характера этих книг. Эти выводы нужно "творчески воспринять, усвоить и преобразить в лоне церковного богословия и церковной истины" (с.
96). Сам К. не успел детально развить сформулированные им тезисы, но он с предельной ясностью поставил перед правосл. библеистикой задачи и наметил пути ее дальнейшего развития. Был ли ап.Андрей на Руси? ХЧ, 1907, №7; Свобода научно-богосл. исследований и церк. авторитет, ПМ, 1931, вып.2; Свящ. Писание ВЗ. Пятикнижие, Париж, 1938 (ркп.); Толкование 67 псалма, ПМ, 1947, №5; Православие в его отношениях к историч. процессу, там же, 1948, №6; Очерки по истории русской церкви, т.1-2, Париж, 1959; то же, М., 1991; Вселенские Соборы, Париж, 1963; то же, М., 1994. З е р н о в Н., Рус. религ. возрождение ХХ в., Париж, 1974; е г о ж е, А.В.К., в кн.: Русская религ.-филос. мысль ХХ в., Питсбург, 1975; *К а с с и а н (Безобразов С.
С.), Антон Владимирович К., ПМ, 1957, №11. .