Библиологический словарь - скандинавская библеистика
Скандинавская библеистика
толкование и изучение Библии в скандинав. странах (Дания, Норвегия, Швеция). С.б. развивалась преимущ. в рамках протестантских конфессий. Хотя сканд. библеисты 17-18 вв. находились в сильной зависимости от нем. школ, в их работах очень рано проявились черты своеобразия, к-рые и теперь отличают С.б. В частн., ее представители оказались пионерами *сравнительно-религиозного изучения Библии.
Так, П.Холм (ум.1688) изучал параллели между Библией и *Кораном, И.Олдерман (ум.1697) исследовал связь Библии с эллинистич. иудейством. В 1761 вышел труд Л.Пламберга (ум.1804), посвященный сравнению Иак с произведениями античных авторов. Большое внимание в этот период С.б. (преимущ. шведская) уделяла лингвистич. стороне Библии. И.Терсерус (ум.
1678) разрабатывал проект критич. комментированного издания Библии, в к-рое должны были войти раввинистич. и святоотеч. толкования. Мистический, или скорее оккультный, вид экзегетики был создан в 18 в. *Сведенборгом. В нач. 19 в. С.б. развивалась в полемике с влиятельными нем. радикальными тенденциями. Библеисты Упсальского ун-та, одного из крупнейших скандинавских центров богословия, решительно выступили против крайностей *тюбингенской школы, хотя были и ученые, к-рые частично принимали ее выводы (О.
Мирбек, В.Рудин и др.). Своеобразную позицию занял в вопросе толкования Библии датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-55). Отвергнув гегелевский *рационализм с его подчинением человека общему, необходимому, историческому, он выдвинул на первый план переживание личности, стоящей лицом к лицу с трагичностью бытия. Он подчеркивал, что Библия не отвлеченная книга, что она отражает внутреннюю драму человеческого существования ("экзистенции"). Бог открывается человеку, стоящему на грани отчаяния. В двух эссе "Страх и трепет" и "Повторение", вышедших в 1843, Кьеркегор воспел двух "героев веры" Авраама и Иова. Они не искали ответа в спекуляциях, а всем своим существом пережили опыт отчаяния и в этом переживании обрели Бога.Для них Господь стоял по ту сторону разума и этики. Только безоглядное стремление к Нему, готовность идти навстречу неведомому открыли им истину, к-рую нельзя заключить в прокрустово ложе теории. В 20 в. идеи Кьеркегора были возрождены и оказали большое влияние на *экзистенциалистскую интерпретацию Библии. Либерально-богословскую тенденцию в С.
б. выражал шведский архиеп. Натан Сёдерблом (1866-1931), к-рый в своем труде "Природа Откровения" (1903) солидаризировался со взглядами *Гарнака. В то же время он был близок к концепциям католич. *"модернизма". Наряду с субъективистскими и иррационалистич. тенденциями в С.б. наметился большой интерес к социальному фону библ. учения. Датчанин *Буль выпустил один из первых трудов на эту тему: "Социальные отношения израильтян" (1899; рус.
пер.*Глаголева А., СПб., 1912). Внимание к социальному *"жизненному контексту" библ. книг было подкреплено влиянием на С.б. идей *Гункеля. Эти идеи питали также и сравнительно-религиозные исследования. Феномен скандинавских *легенд, или саг, существовавших в долитературной, устной форме, направил С.б. по особому руслу. Возникла тенденция рассматривать Библию по аналогии с сагами.
Уже С.Фрис (18б7-1914) из Упсалы начал резкую полемику с *документарной теорией *Велльхаузена. Он и его сторонники (С.Линдер, *Педерсен и др.) утверждали, что в *допленный период ВЗ как текст практически не существовал: весь его корпус хранился в виде устной традиции и был записан лишь после *Плена периода. Этот взгляд распространялся не только на *Пятикнижие, но и на книги пророков.
Более умеренную позицию занял *Мовинкель, к-рый, однако, тоже признавал ведущую роль устной традиции. Под влиянием таких представителей С.б. как Мовинкель, Педерсен, *Энгнелл, *Ринггрен, складывалась *ритуально-историческая школа, связывавшая *передачу Слова Божьего с богослужебной традицией. Им же библ. наука обязана преодолением старой либерально-протестантской антитезы "пророки-священники" (см. ст. Пророки, п.7). В области новозав. исследований значение устного *Предания подчеркивалось *Рисенфельдом (1957) и *Герхардссоном (1961). Вопреки гипотезе *"истории форм" школы, они утверждали, что апостольское Предание не было чем-то расплывчатым, а представляло собой строго очерченную, устойчивую традицию, восходящую непосредственно к Самому Иисусу Христу.Широкий отклик имел труд шведского еп. Андреса Нигрена (p.1890) "Агапэ и Эрос" (N y g r e n A., Den Kristna Karleks-tanken genon tiderna. Eros ode Agape, 1-2, Stockholm, 1930-36). В ней автор сравнил три религ. "мотивации": в иудействе, эллинизме и христианстве. Первое построено на послушании (номос, закон) второй на стремлении слиться с божеством (эрос), центральной же "мотивацией" христианства является любовь (агапэ) к Богу и ближнему.
Нигрену принадлежит также труд "Значение Библии для Церкви" ("The Significance of the Bible for the Church", Phil., 1963). Основные идеи С.б., касающиеся ВЗ, отражены во "Введении в Ветхий Завет" А.Бенцена, изданном в Копенгагене в 1941 ("Indledning til det Gamle Testamente", англ. пер.: Introduction in the Old Testament, v.1-2, Copenhagen, 1948-49). Б ы х о в с к и й Б.Э., Кьеркегор, М., 1972 (там же указана библиогр.
); свящ. Т о л м а ч е в И., О состоянии Лютеранской Церкви в Швеции, ХЧ, 1861, ч.II, отд.III; А n d е r s о n G.W., Some Aspects of the Upsala School of the Old Testament Study, "Harvard Theological Review", 1950, ( 43; Annual of Swedish Theological Institute, v.1-11, Jerusalem, 1962-78; В е n t z е n А., Skandinavische Literatur zum Alten Testament, "Theologische Runschau", 1948-49, N.F. Jg.17. .