Библейская энциклопедия Брокгауза - мессия
Мессия
В др.-евр. оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее "помазанник". Соотв. ему арам. слово мешиха приняло в греч. произношении форму "Мессиас", а в греч. пер. "Христос". В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах "священник-помазанник" (в Синод. пер. "священник помазанный", см. Лев 4:3,5,16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. елеем (Исх 40:13-15; 1Цар 10:1; 16:13), поэтому глагол "помазать" часто употреблялся в значении "посвятить". Господь называл мешихай ("помазанные Мои") Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15). Мидо-перс. царь Кир также был машиахом "помазанником" Господним (Ис 45:1). Помазанником Господним, наряду с первосвященником, являлся царь Израиля. Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь преследовал его (ср. 1Цар 24:7). см. Помазание.
II.
Давид был помазанником Господним в особом смысле. К его дому относилось обетование: из него должен произойти великий Властитель, Который будет "поражать в голову" семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). В своем последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1-7). Пророки, и прежде всего см. Исаия, предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; 11:1-10; 53; Иер 23:5,6; Иез 34:22-24). В этих пророчествах продолжились и углубились обетования, полученные патриархами и Моисеем, а также те, что были провозглашены через Валаама (Быт 12:1-3; 22:18; 49:10; Чис 24:17; Втор 18:15,18). В них ясно проявились мессианские ожидания эпохи ВЗ.
III.
Об ожиданиях М. свидет-вуют памятники иуд. письменности, относящиеся к эпохе между заключением ВЗ и явлением Иисуса Христа. Ко времени Его прихода эти надежды особенно оживились и усилились вследствие бедственного положения Иудеи. Ожидание Спасителя, Который призван основать царство всеобщего мира, было свойственно и другим народам Древнего Востока, но у иудеев оно выражалось с особой силой. Цари, особенно Давид и Соломон, являлись прообразами грядущего М. Пророки, напр. Исаия и Иеремия ("муж скорби" среди пророков), а также священники, и особенно первосвященник (см. Мелхиседек), тоже могут рассматриваться с этой т.зр. Богослужебные обряды, важной частью к-рых было жертво-приношение домашних животных, также указывали на М. как на Агнца Божьего.
IV.
Обетование и ожидание грядущего Избавителя, Который должен был появиться в определ. момент свящ. истории, нашли свое осуществление в жизни Иисуса Христа (см. Иисус Христос). Начало этому осуществлению положило Его Рождество, а завершение наступит при Его Втором пришествии (см. Второе пришествие Иисуса) с окончат. установлением на земле Царства Божиего (см. Царство Божие). Указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) Господним, содержатся в благовещении ангела Марии (Лк 1:31-33), в собств. свидет-ве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф 26:63,64) и в исповедании Его учеников (Мф 16:16; Ин 1:41). Эта внутр. уверенность Иисуса в мессианской сущности Его посланничества и в Его полномочиях, дарованных Ему Богом Отцом, остается ядром благовествования Его церкви (Деян 9:20,22; 10:36-38) и будет продолжаться вплоть до всеобщего и полного признания Его владычества в конце времен (Флп 2:9-11). см. Имена Иисуса Христа.