Библейская энциклопедия Брокгауза - освящение освящать
Освящение освящать
I.
Употребляемое в Септуагинте греч. слово гагиадзо = "освящать" по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш = "освящать", "святить". Вначале слово гагиадзо использовалось лишь в узком, обрядово-бого-служебном значении (Исх 29:21 и др.), но позже область применения его существенно расширилась. О. может совершаться через обрядовые действия (Исх 19:10,14; Нав 7:13 и др.), а также через соблюдение праздников (Исх 20:8; Втор 5:12). Освящает всегда Бог, в т.ч. и в тех случаях, когда посредником выступает священник. Через О. предметы и люди ставятся на служение Господу. Снисходя к человеку и удостаивая его Своим присутствием и общением, Бог стремится приобщить его к Своей святой сущности. "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш", так обращается Господь к верующим в Него (Лев 19:2). Избранный народ должен соблюдать не только обрядовую, но и нравств. чистоту. И об этом по поручению Господа ему постоянно напоминали пророки, прежде всего Исаия, Иеремия, Осия и Амос (Ис 1:11-17; Ос 6:6; ср. 1Цар 15:22). Однако на практике О. оставалось преимущественно внешним, обрядовым (Евр 9:10): будучи призвано стать воспитат. средством для освящения сердец, оно не могло "сделать в совести совершенным приносящего" дары и жертвы (Евр 9:9), поскольку еще не был открыт "путь во святилище" (Евр 9:8).
II.
Лишь с НЗ мы обретаем этот новый, живой путь, ведущий в Святое Святых (Евр 9:11-14). Иисус Христос Своими страданиями за нас, Своим послушанием вплоть до смерти крестной освятил нас; теперь и мы освящены истиною (Ин 17:19). Христос сделался для нас "освящением и искуплением" пред Богом (1Кор 1:30). Понятие "освящение" имеет в НЗ два значения:
1) О. является всецело ДЕЯНИЕМ БОГА и как дар Божий дается всем, кто приобщается к Евангелию через веру. Бог не только оправдывает верующего через прощение (см. Прощение, простить) грехов ради Христа, но и приобщает его к святости Сына (1Кор 6:11; Еф 4:24; 5:25 и след.). В результате верующий рождается заново (Ин 3:1-16; 1Пет 1:3-5) через освящение от Духа (Рим 1:4; 15:16; 1Пет 1:2);
2) О. требует полного УЧАСТИЯ ВЕРУЮЩЕГО. Тот, кого Бог оправдал Своей милостью и избавил от вечного проклятия, неправомочен более распоряжаться собой (2Кор 5:14-17), и мир не может далее располагать им (Гал 6:14). С этого времени он передан во власть Богу. По Божьему праву он "освящен Господу" и не вправе забывать об этом (Рим 1:7; 1Кор 1:2; Еф 1:4; Кол 3:12; Откр 20:6). "Освященные во Христе" должны представить свои "тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим 12:1); они должны допустить Св. Духа в свою жизнь и проявлять послушание: "Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр 12:14). Заключит. главы апостольских посланий изобилуют увещеваниями жить в святости (Рим 12:1-21; 13:1-14; 1Кор 16:13 и след.; 2Кор 13:5; Гал 5);
3). Многочисл. высказывания о "святости во Христе" дополняются увещеваниями, призывающими к глубокой преданности Богу и отречению от мира (Рим 6:19; 1Ин 2:15-17 и др.). "Время странствования", т.е. время пребывания на земле, следует проводить богобоязненно (1Пет 1:15-17; 2Кор 7:1). Разъяснения по поводу того, что спасение невозможно как без содействия святой Божьей милости, так и без активного участия самого верующего, дано в Флп 2:12 и след. см. Борьба, бороться.
III.Согласно НЗ для "возрастания в святости" необходимы: молитва, преломление хлеба, общение святых (см. Исповедание, исповедовать (III) см. Увещевание, увещевать), но прежде всего Слово Божье (Деян 2:42).
IV.
Целью О. является совершенствование и преображение верующих в образ Христа (Рим 8:17,28; 1Кор 15:35 и след.; Флп 3:21; 1Ин 3:2), достижение совершенства в Нем (Кол 1:28; 2:10), как того требовал Сам Господь от Своих учеников (Мф 5:48). Облечение "в нового человека" (Еф 4:24) является каждодневной задачей для всех нас: "всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1Фес 5:16 и след.; 1Кор 14:20; Флп 3:15; 1Пет 2:9 и след.; Евр 5:14). см. Левиты см. Священник см. Жертва (V,2).