Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - послания к коринфянам

 

Послания к коринфянам

I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ

Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1Кор 1:1; 2Кор 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (18:117; 20:1-5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин:

1) Павел пришел в см. Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у Акилы (см. Акила) и Прискиллы (см. Прискилла) (Деян 18:1-3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он "побуждаем был духом" проповедовать Христа (ст. 5; 2Кор 1:19). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту, дом к-рого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян 18;5-8), но явно небезопасную для него деятельность (ср. ст. 9 и след.). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу см. Галлиону, но не добились успеха (ст. 11-17). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь нек-рое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена см. Аполлосом (ст. 27 и след.; 19:1);

2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в к-ром призывал их к нравств. чистоте (1Кор 5:9). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1Кор 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1Кор 16:17). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, к-рые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) (1Кор 1:11 и след.). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя "Христовой", т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода (1Кор 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде (1Кор 6:1-8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1Кор 11:17 и след.) и отрицание воскресения из мертвых (1Кор 15:12). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;

3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1Кор 4:17; 16:10). Находясь в Эфесе (ст. 8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в к-ром еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится см. Аполлос, к-рый пока еще не намерен возвращаться в Коринф (ст. 12). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1Кор 5:13), призывает к единству (1Кор 1:10; 12) и к любви (1Кор 13; 16:14). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1Кор 16:8), возм., в 54 или 55 г. по Р.Х.;

4) в 2Кор 2:1; 12:14; 13:1, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях. Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола. Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2Кор 10:1,10; ср. также 1Кор 4:3-5). Павел ответил на это т.наз. "слезным посланием" (2Кор 2:4; 7:8 и след.,12), к-рое также не сохранилось. Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2Кор 10-13. Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, к-рый, вероятно, и передал "слезное послание", говорится как об уже свершившемся факте (2Кор 12:18). Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян 19:23 и след.), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср. Рим 16:3 и след.; 2Кор 1:8-10). После освобождения он покинул город (летом 55 г. по Р.Х.) и отправился через Троаду в Македонию (Деян 20:1; ср. 1Кор 16:5-8). Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, к-рый сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2Кор 7:6-16);

5) радуясь вновь обретенному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе П.кК.). Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2Кор 2:6-8). Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2Кор 8-9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2Кор 8:16-24). Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2Кор 10-13). Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием. То обстоят-во, что Второе П.кК. одноврем. адресовано всем святым по всей Ахаии (2Кор 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения;

6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян 20:2,3; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1Кор 16:6), где он и написал см. Послание к Римлянам (см. Рим 16:23).

II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из к-рого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1Кор 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1Кор 1:11 и след.). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель к-рого восстановить и укрепить церковь на общей основе на Иисусе Христе.

1) КОМПОЗИЦИЯ

Обращение, приветствие и благодарение (1:1-9).

I. Обеспечение единства Церкви (1:10 8:13):

А. Единство (1:10 2:16):

1. Единый Христос (1:10-17).

2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1:18-25).

3. Единое правило Божьего призвания и избрания (1:26-31).

4. Единый критерий проповеди (2:1-5).

5. Единая возможность понимания Божьего откровения (2:6-16).

Б. Угроза единству (3:1 4:21):

1. Ситуация в Коринфе (3:1-4).

2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (3:5-15).

3. Опасность человеч. мудрствования (3:16-23).

4. Опасность присвоения прав Бога (4:1-5).

5. Предупреждение опасностей через смирение (4:6-13).

6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести (4:14-21).

В. Угроза со стороны мира (5:1 8:13):

1. Блудодеяние (5:1-5).

2. Церковь должна очиститься от греха (5:6-13).

3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами (6:1-11).

4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа (6:12-20).

5. Отношения между полами и нерушимость брака (7:1-40).

6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах (8:1-13).

II. Порядок в Церкви (9:1 15:58):

А. Внешний порядок (9:1 11:34):

1. Апостол и Церковь (9:1-23):

а) права апостола (9:1-14);

б) отказ от этих прав (9:15-23).

2. Устремленность к цели важнейшая предпосылка церк. порядка (9:24 10:13):

а) сосредоточенность на цели (9:24-27);

б) предостережение от неправедных путей отцов (10:1-13).

3. О еде и питье (10:14-33):

а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (10:14-22);

б) свобода не должна вредить совести ближнего (10:23-33).

4. Собрания верующих в церкви (11:1-34):

а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании (11:1-15);

б) вечеря любви и Вечеря Господня (11:16-34).

Б. Дары Духа (12:1 14:40):

1. Единство в многообразии даров (12:1-11):

а) корень единства (12:1-6);

б) разнообразие в проявлениях дарований (12:7-11).

2. Необходимость многообразия даров (12:12-31):

а) Церковь как Тело Христово (12:12-26);

б) различное предназначение членов Тела (12:27-31).

3. Любовь как основа всех даров (13:1-13):

а) благочестие и любовь (13:1-3);

б) признаки истинной любви (13:4-7);

в) начальное и совершенное (13:8-13).

4. Взаимодействие дарований (14:1-40):

а) дар пророчества и говорения на иных языках (14:1-14);

б) надлежащее использование дарований (14:15-40).

В. Основополагающая надежда церкви (15:1-58):

1. Основное содержание Евангелия (15:1-19):

а) истинность воскресения Христа (15:1-11);

б) значение воскресения мертвых (15:12-19).

2. Благая весть (15:20-34):

а) преодоление смерти (15:20-28);

б) следствие веры в воскресение (15:29-34).

3. Преобразование через смерть (15:35-58):

а) новое тело (15:35-50);

б) преображение (15:51-58).

Заключит. часть послания (16:1-24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.

2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя "духовную" свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину "единым телом", чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего Тела (см. Тело VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.кК. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на к-ром только и может быть все установлено (1Кор 3:11). Этим основанием является жертв. смерть Христа (1Кор 1:13). Именно это свидет-вуется в слове о кресте (ст. 18), принятие к-рого делает человека членом Тела Христова, оправ-дывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (ст. 30 и след.). Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1Кор 1:19 и след.; 2), превращает церковь в Божий Храм, в к-ром живет Его Дух (1Кор 3:16-23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы. С одной стороны, в нек-рых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом. Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1Кор 7) и о разрешенных яствах (1Кор 8; 10:14 и след.,23 и след.); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1Кор 6:13-20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1Кор 10:14-22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1Кор 11:3 и след.; 14:34 и след.; см. Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1Кор 15) (1Кор 9:24-27).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Это послание, темой к-рого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам. Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон. В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором П.кК. Павел говорит как служитель Христа, к-рому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами.

1) КОМПОЗИЦИЯ

Обращение и приветствие (1:1 и след.).

I. Общность в утешении (1:3 2:11):

1. Бог утешитель во всякой скорби (1:3-5).

2. Общность в страдании, заступничестве и славе (1:6-14).

3. Верность данному слову (1:15-22).

4. Горькие обличения как путь к радости (1:23 2:4).

5. Прощение восстанавливает общность (2:5-11).

II. Праведное служение Христу (2:12 6:10):

А. Характеристика служения (2:12 4:18):

1. Предназначение благовестника (2:12-17).

2. Снаряжение посланника (3:1-6).

3. Озаряющая сила служения (3:7 4:6).

4. Притеснения в служении (4:7-18).

Б. Цель служения и его основа (5:1 6:10):

1. Сила надежды (5:1-10).

2. Сила страха Господня (5:11-16).

3. Божьи деяния во Христе (5:17-21).

4. Божьи деяния в соработниках Христа (6:1-10).

III. Жизненные устои церкви (6:11 9:15):

А. Основополагающая заповедь: отделение от мира (6:11-18).

Б. Воздействие слов апостола (7:1-16):

1. Раскаяние (7:1-9).

2. Послушание (7:10-16).

В. Подтверждение общности святых (8:1 9:15):

1. Достойная подражания помощь бедствующим (8:1-7).

2. Призыв к истинной любви (8:8-15).

3. Надлежащее распоряжение приношениями (8:16-24).

4. Усердие во вспоможении (9:1-5).

5. Действие общности верующих (9:6-15).

IV. Полномочия апостола (10:1 13:10):

А. Полномочия (10:1 11:6):

1. Упрек в хождении по плоти (10:1-6).

2. Полномочия от Господа (10:7-18).

3. Равенство прав всех апостолов (11:1-6).

Б. Использование полномочий (11:7 12:10):

1. Отказ от положенных прав (11:7-15).

2. Страдания ради Благой Вести (11:16-32).

3. Откровения (12:1-10).

В. Воздействие полномочий (12:11 13:10): исправление и очищение церкви.

Заключение: приветствия и благословения (13:11-13).

2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основополаг. тезисы Второго П.кК. заложены в его первой части. Бог, как утешитель во всякой скорби, превращает утешенных в утешителей, дабы они сами могли утешать "находящихся во всякой скорби" (2Кор 1:4). В руке Господа человек становится Божьим орудием, и общение в Церкви Христовой дает ее членам утешение, ибо верующие сострадают друг другу (ст. 6) и молятся друг за друга (ст. 11). Заслугой верующего перед Христом будет его готовность прийти на помощь своему ближнему. В основе такой связи Павла с коринфянами лежит верность апостола однажды данному слову. Доверие к Богу основано на том, что во Христе Он исполнил все Свои обетования. Вторым признаком общения является уважение к братьям. Так, Павел из уважения к церк. общине откладывает свое посещение Коринфа. Третий признак недопустимость осуждения: упавшему брату надо помочь подняться, постараться вернуть его на истинный путь. Четвертый любовь и забота, к-рой был исполнен Павел, находясь в Троаде. Служение утешения заповедано всем верующим, но не все пригодны для такого служения; эту тему Павел раскрывает на основании собств. опыта. Поскольку в церкви объединены верующие, обращенные из иудеев и из язычников, то вначале Павел противопоставляет служение НЗ служению ВЗ. Оба служения озарены славой, но в ВЗ эта слава преходяща (2Кор 3:7,13), а в НЗ вечна, ибо служитель НЗ полностью и навсегда преображается в образ Господа (ст. 18). Если сила слова захватывает служителя и позволяет ему испытать на себе Божью милость (2Кор 4:1), то сила служения многообразно отражается в нем самом, очищая и преобразуя его жизнь, его сущность, его отношение к Слову Божьему и к людям (ст. 2). Встреча с Христом преображает служителя, позволяя ему нести свет миру (ст. 6). Служитель проходит особую школу страдания, к-рое должно преодолеваться верой. Это испытал на себе Павел. Сила страдания становится благословляющей силой (ст. 10), к-рая действует в людях, уверенных в том, что им приготовлено жилище на небесах, и радующихся этому. Такие люди подчиняют свою жизнь одной цели стремлению в небесную обитель. Уверенность в своем спасении не должна приводить к заносчивости; испытывая страх Господень, верующий помнит о грядущем Суде и воздаянии (2Кор 5:10). Определяющим условием при вынесении приговора будет не то, как относились к нам люди, а то, как мы относились к ним. Поэтому Павел делает все, что в его силах, для церкви в Коринфе, за к-рую он должен будет держать ответ перед Богом. Так, люди, к-рым Христос дает слово примирения, преображаются, заботясь уже не о себе, а только о славе Божьей и о спасении людей. Полномочия Павла, к-рые не меньше, чем полномочия других апостолов, не что иное, как жизнь ради ближних, как отказ от прилежащих ему прав. Эти полномочия дают ему право наставлять и увещевать. Законность прав Павла подтверждается теми страданиями, к-рые ему пришлось претерпеть ради благовествования, а также тем, что Бог даровал ему в откровениях, как на это сдержанно намекает сам Павел.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое послания к коринфянам
Значение слова послания к коринфянам
Что означает послания к коринфянам
Толкование слова послания к коринфянам
Определение термина послания к коринфянам
poslaniya k korinfyanam это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины