Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - проповедь проповедовать проповедник

 

Проповедь проповедовать проповедник

Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.

I.

В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс 21:32), Божьего града (Пс 86:3), мира (Ис 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину". Такого рода возвещение не было связано с опред. местом, временем или облечено в конкретные формы. см. Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Иер 15:19). Нередко библ. пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Иер 20:7-9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. вдохновения и находили выражение в соотв. лит. формах. В евр. текстах нередко встречаются типичные для поэтич. жанров приемы вост. цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Пс 104:1; Ис 40:6; Иер 2:2; 11:6; Иона 1:2; 3:2; Мих 3:5; Зах 1:14). Слова, переведенные в Исх 36:6; 2 Пар 24:9; Дан 5:29; Ос 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Иер 14:14; 23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Иер 1:6; Иез 3:1; Иона 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (см. Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Ис 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. дей-ствиями. к-рые особенно запоминались слушателям: Иер 27:2 (возлож. на шею дерев. ярмо); Иез 12:1-7 (проломленная стена) и др. П.

II. ПРОПОВЕДЬ В НЗ:

1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах. Ниже приводятся наиб. часто употребляемые греч. глаголы, обознач. П.: кэрюс-сейн = "публично, во всеуслышание объявлять" (Мк 1:45; 5:20; Лк 8:39); эвангелидзейн = "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Мф 11:5; Деян 16:10; Рим 1:15; 1 Кор 1:17); дидаскейн = "учить" (подразумевается обстоят., длит. проповедь-наставление) (Мф 4:23; 7:29; 9:35; Мк 4:2); мартюрейн = "свидетельствовать", т.е. "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры". Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Лк 4:22; Ин 1:15; 1 Ин 1:2);

2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ:

а) иудеи проповедовали Закон (Деян 15:21), т.е. по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (см. Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П. Евангелия (Лк 4:16и след.; Деян 13:14 и след.);

б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Мф 3:1; Мк 1:3; Лк 3:3). Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 3:2). Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Мк 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Деян 13:23-25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ин 1:29);

в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения. Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ин 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Лк 4:18,21; см. Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Мф 12:28; Лк 17:21; Ин 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Мф 5-7),в домах и синагогах (Мф 4:23), на берегу моря (Мк 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Лк 20:1). Его П. принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти. Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1Пет 3:19 и след.). Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Лк 10:16; Рим 10:14,17);

г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Мк 1:44,45; 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;

д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Мк 6:12; Мф 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: "Приблизилось Царство Небесное" (Мф 10:7). Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Мф 28:18-20; Мк 16:15-18; Ин 20:21-23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого Духа (см. Дух, Святой Дух) (Деян 1:8; 2:1 и след.). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Господа(1Кор 1:23);

3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ.

Предметом новозаветной П. является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов:

а) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Мф 9:35), означает, что Христос Господь (2Кор 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Откр 11:15). Цель Евангелия не только блаженство (см. Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;

б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2Кор 5:18). Важнейшая часть этой П. призыв к покаянию (см. Покаяние, каяться) (Мф 3:2; 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Ин 3:3);

в) за покаянием следует см. Вера (Евр 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1Пет 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Рим 1:16; 3:22,28; 4:3,5; 9:33; 10:9 и след.; 1 Кор 1:21; Гал 2:16);

г) призыву к вере сопутствует П. оправдания (см. Оправдание), к-рое Бог дарует верующему (2Кор 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Рим 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Рим 3:23-28; 4:5; 2 Кор 3:9);

д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Деян 9:20;Рим 14:24; 1 Кор 1:23; 15:14). П.покаяния и веры (Деян 20:21) наделена действенной силой. Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:1б); для одних Евангелие соблазн и безумие, для других Божья сила и Божья премудрость (1Кор 1:23 и след.). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Откр 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Мф 5:10-12; 10:22; 2 Тим 3:11,12);

4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ:

а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим 10:15; ср. Мк 3:14; Лк 4:18; 9:2; Деян 26:16-18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1Кор 9:16);

б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2Кор 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр., в 2Тим 1:11; 1 Тим 2:7; 2 Пет 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Мф 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2Тим 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1Кор 9:27; Рим 2:21). Несоответствие между жизнью и П. делает служение бесплодным;

в) суть П. заключается не во вдохновенных человеч. словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1Кор 2:4);

г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Гал 1:10) или "льстить их слуху" (2Тим 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2Тим 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1Кор 9:19 и след.; 2 Тим 2:15), прокладывая т.о. путь к их сердцам;

5) СЛУШАТЕЛИ.

Цель П. не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2Кор 2:4,5; Рим 10:10,17). Из веры произрастает см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться (Рим 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Флп 2:12,13; Еф 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое проповедь проповедовать проповедник
Значение слова проповедь проповедовать проповедник
Что означает проповедь проповедовать проповедник
Толкование слова проповедь проповедовать проповедник
Определение термина проповедь проповедовать проповедник
propoved propovedovat propovednik это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины