Библейская энциклопедия Брокгауза - пророк
Пророк
Греч. слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. "прозорливец", 1Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 29:29), хозэ (в Синод, пер. "прозорливец", 2Цар 24:11; "провидец", Aм 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1Цар 2:27 и след.; 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.
II. ПРОРОК В ВЗ:
1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории пророч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это:
а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6 и след.);
б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис 7:1-9);
в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8; Мих 2:1 и след.).
По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; 4:1-4; Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Т.о., П. это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось избрание Израиля (см. Избрание, избранность, избирать), его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь в словах милости и в словах гнева высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;
2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: см. Авраам (Быт 20:7), см. Моисей (Втор 18:15-18; 34:10), см. Аарон (Исх 7:1), см. Самуил (1Цар 3:20), см. Гад (1Цар 22:5), см. Нафан (2Цар 7:2), см. Ахия (3Цар 11:29), см. Самей (3Цар 12:22), см. Иуй (3Цар 16:7; 2 Пар 19:2), см. Илия и см. Елисей, см. Михей (3Цар 22:9), а также см. Иоанн Креститель (Мф 3:7-11; ср. 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: см. Мариамь (Исх 15:20), см. Девора (Суд 4:4), Алдама (4Цар 22:14) (см. Олдана) и см. Анна (Лк 2:36); в Ис.в:3 под словом "пророчица" подразумевается жена Исаии;
3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10; 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38-41; 6:1) существовали т.наз."школы П." служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), к-рые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких "сынов пророческих" (3Цар 20:35 и след.) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое "пророчество", хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10; 19:20-24);
4) подобных П. собирал Ахав (3Цар 22:6; ср. ст. 22 и след., где эти П. названы "его пророками"), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Ис 28:7; Иер 6:13; 8:1; 14:18; 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7 и след.; 3 Цар 13:7 и след.; 4 Цар 8:8 и след.),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит. отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14; 8:11; Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16; 23:17,25-27,32; 27:10,14 и след.; Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14;23:25-27; Иез 13:6 и след.; 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32; Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22 и след.);
5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Ис 6; Иер 1; Иез 1-3; Ам 7:15; Иона 1:1 и след.); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился "рабом Божиим" (Иер 7:25);
Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1; Ис 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иер 20:7 и след.; Ос 1). Для народа Израиля П. это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. это служение стража (Иез 3:17; 33:7), а его слово это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 и след.; Иер 7; Ос 4:1 и след.) и возвещение суда (Ис 5:1 и след.; Ам 2:4 и след.), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потомуодиноким (Иер 1:17 и след.). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.
III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:
1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. слово;
2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами "так говорит Господь" (еяр.неум яхве, "речение Яхве"; Ис 1:24;Иер 29:11 и др.);
3) во многих случаях весть П. это призыв к обращению (см. Обращение, обратить, обратиться) от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1 и след.; 9:8 и след.; Иер 21:4 и след.; 28). Ист. катастрофы это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12 и след.; ср., однако, Ис 44:24 45:7);
4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (см. Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;
5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1 и след.) или произнесенную речь (Иер 7:1 и след.); слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16; Агг 2:2 и след.) или через символич. действие (Ис 20; Иер 28; 32; Ос 4-12). Нередко П. получают Божье откровение в видениях (Зах 1-6; см. также Иез), но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: "И было ко мне слово Господа..."; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (см. Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь "протоколирует" действия пророка;
6) в.пророч. слове явной становится и "всеобщность" Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд (Ис 13-23; Иер 46 и след.;Иез 25-32; Ам 1:3 2:3). Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;
7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);
8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6 и след.; 11:1 и след.; 53; Иер 23:5 и след.; Зах 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном о Божьем Новом Завете (Иер 32:32 и след.).
IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ.
НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Евр 1:1 и след.). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5 и след.; 3:3; 21:4 и след.; Рим 14:9-11). В 1Пет 1:10-12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.
V. ПРОРОКИ В НЗ.
Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами Кор 12:28; Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1 Кор 14:37; 2 Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20; 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42; см. Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16).