Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - ремесло

 

Ремесло

I. ПРЕДВАРИЕТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В Быт 4:22 первым "ковачем всех орудий из меди и железа" назван Тувалкаин, тем не менее о нек-рой специализации израил. ремесленников можно говорить, видимо, только начиная со времени пребывания их в Египте. Развитие Р. предполагает оседлый образ жизни, в условиях же кочевого скотоводства речь может идти только об их зачатках. У окружавших израильтян народов, прежде всего у египтян и вавилонян, развитые Р. существовали уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидет-вуют найденные при раскопках изделия ремесленников, часто исполненные с поразит. совершенством. Израильтяне, вероятно, постепенно перенимали навыки Р. от соседей, а потом и сами достигли высокого мастерства. Весьма вероятно, что тяжелый физич. труд, во всяком случае до времени правления царя Соломона, у израильтян возлагался преимущ. на рабов, но затем вошел в разряд занятий свободного человека. Как известно, все знаменитые раввины и книжники, в т.ч. и ап. Павел, занимались к.-л. Р.; этим израильтяне отличаются, напр., от греков, у к-рых физич. труд считался занятием, недостойным свободного человека. Целый ряд признаков указывает на то, что Р. передавалось в израил. семьях по наследству, что целый род мог заниматься одним и тем же Р. и что, видимо, уже в ветхозаветные времена существовали корпорации по типу цехов или гильдий (см. 1Пар 4:21 и след.; Неем 3:8; Иер 37:21).

II. ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Потребность людей в одежде позволила текстильному производству в числе первых выделиться в самостоятельную отрасль. Хотя прядение и ткачество еще долгое время относились к домашним, прежде всего женским, занятиям и добродетелям (Притч 31:13, 19,21 и след.), именно в этой области можно обнаружить довольно раннюю специализацию. Во всяком случае, во времена царей у израильтян уже существовали центры текстильного Р., напр. в Дебире, где при раскопках археологами обнаружены многочисл. следы ткацких цехов и красилен.

ПРЯДЕНИЕ. Пряли гл. образом шерсть. Зажав кусок шерсти рукой, прядильщица правой отщипывала от нее клочья и с помощью большого и указат. пальцев скручивала их в нить, к-рую затем наматывала на веретено (Притч 31:19), тонкую деревянную палочку длиной ок. 30 см., на верхнем конце к-рой крепился блочок из камня, глины или кости, позволявший увеличить центробежную силу. Вращая и отпуская веретено, прядильщица скручивала нить и навивала ее на стержень. Египтяне умели делать более тонкую нить, чем израильтяне: есть сведения, что из вороха шерсти весом 0,5 кг они могли спрясть нить длиной до 90 км.

ТКАЧЕСТВО. Из полученных нитей с помощью ткацкого станка изготавливали полотно. Станки вначале устанавливали горизонтально, а позднее вертикально; в крупных мастерских ткацкие станки крепили к потолку (Исх 35:35; Ис 38:12). (см. Ткач.) В 1Пар 4:21 говорится о семействах колена Иуды, "выделывавших виссон", тонкое льняное полотно. Однако известно, что израильтяне изготавливали в основном грубую холстину, в то время как виссон ввозили преимущ. из Египта. Израильтяне ткали полотно из льна (см. Лен), выращиваемого гл. образом в Палестине. Технология изготовления льняной ткани была следующей. Из срезанных стеблей сначала выколачивали семена, примерно так же, как при обмолоте. Затем стебли сушили на солнце (см. Нав 2:6), после чего на неделю погружали в воду, чтобы отделить внутренние мягкие волокна от затвердевшей части. Затем стебли вновь сушили, теребили, расщепляя и отделяя волокна, сортировали и расчесывали. Полученное т.о. волокно пряли так же, как и шерсть.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛАТОК. Ткачи, делавшие палатки, перерабатывали гл. образом козью шерсть, изготавливали из нее полотница, которые затем сшивали. Материал полотнищ был похож на войлок. Этим Р., как известно, занимался и Павел (Деян 18:3).

БЕЛЕНИЕ. Р. белильщиков (Ис 7:3; 36:2; Мк 9:3) было сродни Р. красильщиков. Белильщики, очищая полотно или предметы одежды, топтали их ногами в больших чанах, куда добавлялись моющие вещества. Главная задача белильщиков состояла в том, чтобы обезжирить состри-женную шерсть и очистить ее от грязи, доведя таким образом до белизны (см. Белильщик).

КРАШЕНИЕ. Красильщики пользовались каменными чанами и бадьями высотой и диаметром примерно в 1 м. У чанов сверху было отверстие диаметром прим. 15 см, об-рамленное желобом для слива красителя, чтобы ничего из дорогостоящего вещества (не пропадало). При раскопках рядом с такими чанами археологи находили остатки гашеной извести и поташа. Цветовая гамма не отличалась разнообразием, чаще других красок использовали багряницу (см. Багряница) и см. Пурпур. Позднее центром крашения багряницей стали Фиатиры в Малой Азии (Деян 16:14). Вероятно, были известны и красящие вещества растит. происхождения для получения желтого и красного цветов.

КОЖЕВЕННОЕ (ДУБИЛЬНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО. Ремесленники, обрабатывавшие кожу, упоминаются, напр., в Деян 9:43; в Исх 25:5, где говорится об окрашенных кожах, тоже подразумевается Р. кожевников. см. Кожевник см. Кожа.

III. СТРОИТЕЛЬСТВО

Строит. Р. как самостоятельная отрасль появилось у израильтян не ранее эпохи царя Соломона. Для сооружения храма и своих дворцов Соломон пригласил финикийских строителей (3Цар 5:18), у к-рых, вероятно, израильтяне и научились строит. Р. В связи с тем, что затраты на обработку камня были очень высоки, верхнюю часть домов нередко строили из более дешевого кирпича, глины или дерева. см. Дом, строительство дома см. Город, см. Крепость, укрепление.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИРПИЧА. Производством кирпича занимались израильтяне, находясь в егип. рабстве (Исх 5:7,10 и след.). Само это Р. значит. раньше было известно в Месопотамии, о чем можно судить по рассказу о сооружении Вавилонской башни (Быт 11:3). В Ис 9:10 тоже говорится о кирпичах, предназнач. для строительства. В ВЗ мало сказано об израил. технологии изготовления кирпича, но она, вероятно, была аналогична египетской. Глину для прочности смешивали с соломой, реже с керамич. черепками и мелкими камешками. Ее месили, добавляя воду, а затем отформованные кирпичи раскладывали на ровной площадке, посыпанной соломой, чтобы они не прилипали к земле. Кирпичи формовали в переносной деревянной форме и оставляли для просушки на воздухе на 2-3 дня. Затем для дальнейшей просушки их складывали штабелями и оставляли на солнце еще на 2-3 недели, после чего они становились пригодными для строит-ва. Нередко на кирпичах можно увидеть клеймо отпечатки цар. имени или названия здания, для к-рого они предназначались. Вмятины, сделанные пальцами на еще сырых кирпичах, способствовали лучшему скреплению кирпичей с раствором. Кирпичи достигали размера 50 х 25 х 10 см, т.е. были значит. крупнее современных.

КАМЕНЩИКИ (4Цар 12:12; 22:6) клали из кирпичей стены домов, причем израильтянам была известна перевязка кирпичной кладки и заполнение пустот землей или щебнем, но технику кладки свода они не знали (см. Каменщик).

КАМЕНОТЕСЫ (4Цар 12:12) в каменоломне обтесывали отбитые от скалы относит. мягкие известняковые глыбы, демонстрируя при этом поразительную точность. Часто камни обрабатывали в месте стыков, создавая плоскую поверхность, наружные же грани делали выпуклыми. При строит-ве использовали уровень, отвес с мерной веревкой (4Цар 21:13; Ис 34:11; Ам 7:7). Линию обтесывания обозначали красным мелком, следы к-рого обнаружены на камнях при раскопках. Каменные блоки больших ворот в Мегиддо подогнаны один к другому так плотно, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа. В Иез 13:10 и след., видимо, подразумевается работа, сходная с работой

ШТУКАТУРОВ. Поверхность стены обмазывали смесью глины и извести, вероятно, чтобы закрыть имевшиеся трещины. В новозаветную эпоху таким способом белили гробницы, помечая их, чтобы к.-л. случайно не осквернился от прикосновения к ним (см. Чис 19:16; Мф 23:27).

Обработкой дерева, как при строит-ве, так и при изготовлении утвари занимались см. Плотники (2Цар 5:11; Езд 3:7; Мф 13:55). Невозможно установить, составляли ли обособленную группу

ДРОВОСЕКИ (3Цар 5:6).

РЕЗЧИКИ по дереву упомянуты в исторических книгах ВЗ в связи с изготовлением внутр. убранства скинии (Исх 31:5), а в книгах пророков в связи с изготовлением идолов (Ис 44:13 в Синод. пер. "плотник"). Возм., здесь речь идет о плотниках, к-рые одноврем. были и столярами.

Существовала ли в ветхозаветную эпоху профессия ПРОХОДЧИКА, неизвестно. Установлено лишь, что, напр., в царствование Езекии в Иерусалиме был проложен подземный туннель длиной 550 м и высотой до 1,80 м. На его стенах видны следы кирки. Подобные сооружения были обнаружены и в Мегиддо.

IV. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Из Р., связанных с этим видом деятельности человека, в Библии в качестве отдельной группы названы лишь ХЛЕБОПЕКИ (пекари) (Иер 37:21; Ос 7:4). (см. Хлеб.) Несмотря на то, что зерно молола каждая домохозяйка, вероятно, существовало и Р. МЕЛЬНИКА, поскольку хлеб пекли не только дома, но и в пекарнях. см. Мельница, молоть.

V. МЕТАЛЛООБРАБОТКА

С иск-вом обработки металла евреи, судя по Суд 5:8, познакомились в Египте. Из 1Цар 13:19-21 следует, что монополистами в области обработки железа в Ханаане были филистимляне, и эта монополия была сломлена только в результате победы Саула. Лишь с этого времени металлообрабатывающие Р. начинают развиваться и у израильтян. Месторождения железной руды были открыты в долине Аравы, первонач. принадлежавшей Едому. Завоевав эту область, центром которой был см. Ецион-Гавер, портовый город на Красном море, царь Соломон повелел создать промышленное производство, к-рое стало самым крупным в то время на Ближнем Востоке. Из Книги Иова (Иов 28:1-11) известны нек-рые подробности о добыче руды. Добытая руда переплавлялась, как полагают ученые, в больших плавильных печах, причем для раздувания и поддержания огня использовали постоянно дувший сев. ветер. Топили печи древесным углем, для чего из близлежащих лесов доставляли древесину. Полученное железо подвергалось дальнейшей переработке, а медь отливалась в слитки. Примечание во Втор 8:9, вероятно, относится к подобной металлообработке. Олово, необходимое для производства бронзы, в Палестине не встречается и, вероятно, ввозилось. (см. Свинец см. Железо см. Золото см. Серебро см. Олово.)

В 3Цар 7:46 говорится о ЛИТЕЙЩИКАХ, изготовлявших бронзовую (или медную) утварь для храма; в качестве форм они использовали углубления "в глинистой земле". Мастера, называемые евр. словом хараш (4Цар 24:14; Иер 24:1 в Синод. пер. в обоих случаях "плотники"), вероятно, занимались обработкой дерева, металла и камня. Преимущ. же металлообработкой занимались КУЗНЕЦЫ, в частности кузнецы по железу и меди, а также по золоту и серебру.

КУЗНЕЦЫ ПО ЖЕЛЕЗУ. Их орудиями были молот, наковальня, щипцы и гвозди (Ис 41:7), а также кузнечный мех для раздувания огня (Иер 6:29). Кузнецы делали оружие, инструменты, домашнюю утварь и сельскохоз. инвентарь. В Иез 22:18-22 показано, как происходила плавка руды для получения чистого металла, к-рый затем подвергался формовке, ковке и рихтовке (см. Оружие и орудия труда).

КУЗНЕЦЫ ПО МЕДИ, или "медники" (3Цар 7:14), примерно таким же способом обрабатывали медь. Они владели литейным исквом, умели методом ковки получать листо-вую медь, полировать ее и изготавливать из нее высокохудож. изделия, в т.ч. и сосуды.

ЗЛАТОИ СЕРЕБРОКУЗНЕЦЫ, иск-во к-рых было известно в Египте с древних времен, а в Вавилонии достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., изготавливали преимущ. ювелирные украшения и ценные предметы обихода для цар. дворцов и святилищ, а позднее и для зажиточных людей. Такие кузнецы ("серебряники") упоминаются в Неем 3:8,32. Иначе они названы в Суд 17:4; Ис 40:19. В Ис 1:25; Иез 22:17 и след. говорится о процессе очищения металла в плавильной печи, при к-ром выделяются шлаки. В Ис 40:19; 41:7 показано, что иск-во этих мастеров в значит. мере находило применение и при изготовлении идолов. Кузнецы уже освоили пайку и сварку. Находки археологов свидетельствуют, что мастера по обработке листового золота могли создавать необыкновенно красивые вещи, отличающиеся тонкой обработкой. см. Украшения.

VI. ПРОЧИЕ РЕМЕСЛА

О древнейшем, наряду с ткачеством, Р. ГОРШЕЧНИКОВ см. Горшечники. Как особую профессиональную группу следует отметить мироварников (см. Составляющий масти). Эти ремесленники готовили мази, мастичные масла, благовония, курения и специи. Они не только снабжали своей продукцией цар. двор и храм, но и торговали ею. Несмотря на отсутствие к.-л. указаний, все же можно предположить, что существовали профессии САПОЖНИКОВ и ПОРТНЫХ.

VII. АРХИТЕКТУРА, УБРАНСТВО ХРАМОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ УТВАРИ

Иск-во по своей природе тесно связано с Р. Как показывают раскопки, иск-во нек-рых стран Ближнего Востока, прежде всего Вавилонии и Египта, достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидет-вуют великолепные постройки, живописные и скульптурные изображения, тщательность отделки предметов обихода. Однако этого нельзя сказать об иск-ве Израиля. Вероятно, причина состоит в том, что, за искл. времени правления царя Соломона, при к-ром наиб. развития достигла архитектура, израильтяне как народ были значит. беднее своих соседей. Как свидет-вует историч. опыт, развитие иск-ва зависит от богатого правящего дома или отдельных покровителей, но действовавшее в Израиле земельное право препятствовало появлению большого числа крупных собственников, способных финансировать развитие иск-ва. Еще одна причина заключалась в том, что Закон запрещал народу Божьему поклоняться изображениям. Расцвет же иск-ва соседних народов был связан с тем, что художники развивали свои дарования, участвуя в сооружении и украшении храмов или создавая изображения языч. богов. Знаменат. поэтому, что в ВЗ мы находим упоминания о художеств. деятельности ремесленников, напр. в Ис 40:18 и след.; 41:6 и след., в связи с зарождением идолопоклонства. Если запрет на изображение человека означал отказ от скульптуры и живописи, то при изготовлении убранства главного святилища, скинии (см. Скиния) или см. Храма, применялись все доступные средства, чтобы оформить его с максимальной торжественностью и роскошью. Это относится к литым столбам (3Цар 7:21) перед входом в храм, к искусно инкрустиров. золотом резьбе на стенах и дверях храма (3Цар 6:35), где были изображены пальмы, цветочные орнаменты и херувимы; к херувимам в Святом Святых; это же относится и к разноцветным покрывалам, украшенным вышивкой завесам (Исх 26:1 и след.) и к одеждам см. Первосвященника. В IX и VIII вв. до Р.Х. был достигнут высочайший уровень мастерства в резьбе по слоновой кости. Деревянную мебель инкрустировали пластинками слоновой кости с вырезанными на них изображениями растений и животных. Иногда предметы мебели украшали резьбой по дереву, драг. камнями, обкладывали сусальным золотом. Не исключено, однако, что многие из этих предметов были привезены из соседних стран. Как показывают находки, ассортимент ювелирных украшений (см. Украшения) у израил. мастеров (златокузнецов) был довольно богатым, но они не достигали той степени совершенства, к-рая была присуща, напр., егип. или греч. мастерам. Производство керамики (см. Горшок), напротив, в самые ранние периоды достигло столь высокого уровня, что по совершенству форм и богатству росписи даже простые предметы обихода нередко превосходили изделия ремесленников соседних стран. Именно в иск-ве изго-товления кувшинов, ваз, светильников и других подобных предметов израил. ремесленники добились наибольшего успеха. Это еще раз подтверждает тот факт, что иск-во израильтян развивалось прежде всего как прикладное, и наибольших высот оно достигло в отделке предметов обихода, напр. в богатстве орнаментов; в то же время нет никаких свидет-в того, что у израильтян было развито изобразит. иск-во "в чистом виде".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ремесло
Значение слова ремесло
Что означает ремесло
Толкование слова ремесло
Определение термина ремесло
remeslo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины