Библейская энциклопедия Брокгауза - рождение
Рождение
2) при Р. ребенка женщине помогали родственницы, соседки (Руфь 4:14,16 и след.; 1Цар 4:20) или повивальные бабки. Во время схваток роженица, видимо, клала руки на бедра (Иер 30:6). Роды могли быть затяжными (Ис 37:3; Ос 13:13) или столь тяжелыми, что мать умирала (Быт 35:16-19; 1Цар 4:19 и след.). В ВЗ говорится о выкидышах (Исх 21:22; Иов 3:16; Пс 57:9; Еккл 6:3), о мертворожд. младенцах и гибели плода в материнском чреве (Чис 12:12; Иер 20:17). Часто родовые схватки и боли, причиной к-рых явилось грехопадение человека (Быт 3:16), используются в качестве образных сравнений (Ис 21:3; 26:17; Иер 49:24; Гал 4:19). Спасительное вмешат-во Бога сравнивается с безболезненными родами (Ис 66:7 и след.). После появления на свет младенца мать от счастья забывала о своих страданиях (Ин 16:21); радостную весть о Р. сына или дочери сообщали отцу (Иер 20:15). У новорожденного обрезали пуповину; затем его мыли, натирали солью и заворачивали в пеленку (Иез 16:4);
3) вскоре после Р. ребенка отец или мать выбирали ему имя; иногда имя ребенку давали соседки (Руфь 4:17). Мальчикам в новозаветное время давали имя одноврем. с обрезанием на восьмой день после Р. (Лк 1:59; 2:21). После Р. мальчика женщина считалась нечистой семь дней, а после Р. девочки две недели; она должна была оставаться дома соотв. 33 дня или 66 дней (т.е. в общей сложности 40 или 80 дней), после чего ей следовало принести в святилище жертву очищения (Лев 12). см. Дети см. Возрождение см. Свидетель см. Первородство, первородный;
4) в 1Кор 15:7 и след.апостол употребляет греч. слово эктрома ("нежизнеспособный ребенок, родившийся до срока") (в Синод. пер. "изверг"), к-рое встречается также в Септуагинте: в Иов 3:16 и в Еккл 6:3.