Библейская энциклопедия Брокгауза - сияние сиять
Сияние сиять
1) Бог есть см. Свет, источник всякого С. (Пс 17:29; 117:27). Перед С. Божьего света отступает мрак;
2) авторы ветхозаветных книг убеждены, что человек сам по себе не может познать волю Господа, поэтому Бог наставляет человека. Отсюда и часто повторяющиеся просьбы человека просветить его относит. Божьей воли: "Освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое" (Пс 66:2 и след.), "Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим" (Пс 118:135), "Заповедь Господа светла, просвещает очи" (Пс 18:9). Согл. Исаии, С. Божеств. света будет явлено через Мессию (Ис 9:2; 42:6; 59:9; ср. Лк 1:79; 2:32);
3) в НЗ Иисус Христос, Мессия, явившийся как Свет миру (Ин 8:12), чудесным образом исполнил предсказания пророков ВЗ. Свет в образе Христа, посланный Богом во мрак (Ин 1:5) и предназначенный всему миру, воссиял сначала в народе Израиля. Свет распространяется по миру через Благую Весть (2Кор 4:3-6). Вначале С. этого света посредством воздействия Св. Духа озарило сердца апостолов, и они стали "светом миру" (Мф 5:14), неся весть о познании Божьего света в Иисусе Христе (см. Еф 3:9);
4) озаряющая сила Евангелия освещает тьму, делая явными грех и ложь (Еф 5:13) и указывая единств. путь к спасению (ст. 14). Под воздействием Благой Вести человек принимает решение (Ин 3:19-21). Тот, кто последовал Божьему призыву, обращается от тьмы к свету. Озарение предшествует обращению, но и после обращения С. света не прекращается, поскольку Божий Дух просветляет глаза тем, кто обратился к свету (Ин 16:13), научая их отличать доброе от злого и выбирать доброе, т.е. исходящее от Бога (Евр 5:14). В этом смысле просвещение важная составная часть спасения. Поэтому ап. Павел, говоря о Церкви, молитвенно просит, чтобы Господь "просветил очи сердца вашего" (Еф 1:18).