Библейская энциклопедия Брокгауза - второе пришествие иисуса
Второе пришествие иисуса
Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает "прибытие властителя с официальным визитом". Наряду с ним употребляются также слова эпифанея "явление" (напр., 1Тим 6:14; 2Тим 1:10; Тит 2:13) и апокалюпсис "откровение" (1Кор 1:7; 2Фес 1:7; 1Пет 1:7,13; 4:13). Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о Дне Господнем (см. День Господень) (см., напр., Иоил 2:1 и след.; Мал 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, к-рая свидет-вует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (см. Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога и на обновленной земле.
II. ВЕСТЬ ИИСУСА
Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (Ин 14:2 и след.), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (Мф 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., Ин 5:28 и след.) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. Ин 14:18-24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (Мф 24; Мк 13), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (Мф 24:30; 25:31; 26:64), а именно на облаках (Мф 24:30; 26:64; ср. Дан 7:13) в сопровождении ангелов (Мф 16:27; 24:31; 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, "спадением" звезд (Мф 24:29 и след.; Мк 13:24 и след.; ср. Иоил 2:10,30,31; 3:15) и сотрясением земли и моря (Лк 21:25 и след.). При этом на небе явится "знамение Сына Божия", а на земле будут слышны стенания людей (Мф 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. Мф 24; Мк 13). Христос будет вершить поруч. Ему см. Суд, к-рому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (Мф 16:27; 25:31 и след.). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидет-вуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. Ин 5:24). Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. Мк 13:27; Ин 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (Мф 24:36; Мк 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (Мф 24:42 и след.), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., Мф 24:42; 25:1-13 и др.). Нек-рые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано "до края земли" (Мф 24:14; Мк 16:15; ср. Мф 26:13; 28:19; Лк 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии "господина", "жениха" или "царя" (Мф 24:48; 25:5,19; Лк 12:38). Притча, изложенная в Лк 19:11-27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как Мф 10:23; 16:28; 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в Рим 11. Текст Мф 16:28 можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в Мф 24:34 слова "род сей" можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА
Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян 1:11). Так они свидет-вуют об этом и в своих проповедях (ср. Деян 3:20 и след.; 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., 1Кор 1:8; 4:5; 11:26; 15:23; 16:22; 1Фес 2:19; 3:13; 4:13 5:11; 2Фес 2:1; 2Пет 3:12; Иак 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, 1Кор 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (Флп 3:20 и след.; Тит 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (2Фес 1:7-10), когда будет истреблен великий беззаконник (2Фес 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (Флп 2:10 и след.), а верующие получат воздаяние (2Фес 1:7) и похвалу (1Кор 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние "прейдут" (2Пет 3:12 и след.). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (1Фес 4:17; 2Фес 1:7) вместе со всеми святыми Его (1Фес 3:13; 2Фес 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (1Фес 4:16; ср. Дан 10:21) и трубой Божьей (1Кор 15:52; 1Фес 4:16; ср. Пс 46:6; Иоил 2:1; Зах 9:14). Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (1Кор 15:23; 1Фес 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (1Кор 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (1Кор 3:13; 2Кор 5:10). Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. 2Фес 1:11; 1Ин 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (1Кор 1:8; 1Фес 3:13) и святыми (1Фес 5:23), не имеющими пятна или порока (Еф 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (Евр 10:36 и след.; Иак 5:7 и след.). Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. 1Фес 5:1-6; 2Фес 2:1-9; 2Пет 3:8-14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Пс 89:4: "у Господа один день, как тысяча лет" (2Пет 3:8). Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (1Фес 5:2,4; 2Пет 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (1Фес 5:3). Наступают последние дни (2Пет 3:3 и след.) и конец времен (1Кор 10:11; 1Пет 4:7), последний час (1Ин 2:18), приблизился день спасения (Рим 13:11), Господь близко (Флп 4:5), Судья стоит у дверей (Иак 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (Евр 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (2Фес 2:2), и призвать их к упорному труду (2Фес 3:10-13). Итак, свидет-во о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, к-рые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, к-рый завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидет-вах Откровения, в к-рых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Откр 1:7: "Се, грядет с облаками"; она звучит и в посланиях церквам (Откр 2:16,25 и след.; 3:11,20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Откр 8:5 9:21; 16), но время для обращения будет ограничено (Откр 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор победу Агнца (Откр 11:15; 12:10 и след.; 17:14); из отверстого неба (Откр 19:11 и след.) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Откр 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Откр 21:2). Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, к-рую Павел уже упоминал в 1Кор 15:23 и след.: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Откр 21:3,5; 22:3). см. Мессия см. Тысячелетнее царство см. Обетование.