Полная библейская энциклопедия - помазание помазанник
Помазание помазанник
. Помазание лиц, царей, первосвященников и пророков, мест и вещей елеем или миром особенного состава, было выражением освящения, предписанного общественным законодателем. Подробное описание составных частей мира и употребление его описаны в ·кн. Исход (Исх.30:23 ,33). Домашнее изготовление и употребление такого мира было строго воспрещено Господом (·ст.
33). При праздниках и других великих и радостных событиях было обычным делом помазывать голову благоухающим елеем; посему-то помазание считалось знаком радости и счастья. В пояснение приведем ·след. места из ·свящ. Писания: 2Цар.14:2 , Екк.9:8 , Мат.6:17 , Руф.3:3 . Помазание царей священным миром особенно предписывается законом, и в ·свящ.
Писании мы видим частые указания на сие священнодействие (2Цар.19:10 , 3Цар.1:39 , 3Цар.19:15 ,16). Мы видим также, что помазание миром царей иногда совершалось каким-либо пророком тайно (1Цар.10:1 , 1Цар.16:1 ,13, 3Цар.19:16 , 4Цар.9:1 ,6) и служило указанием того, что известное лицо, помазанное таким образом, долженствует со временем занять царский престол.По учреждении у Евреев монархического правления помазание миром царей совершалось священником, вероятно, в каком-либо общественном месте при собрании народа, с игрою на трубах и свирелях (3Цар.1:39 ) и, по крайней мере, в одном случае, в храме окруженном царским войском (4Цар.21:12 ,13). Призванным к пророческому служению, пророкам сообщались через помазание миром дары ведения, мудрости и благочестия (Пс.
104:15 , 1Пар.16:22 , 3Цар.19:16 ). Первосвященники и священники, посвящаясь через помазание, получали дары ·св. Духа, необходимые для прохождения их служения (Евр.5:1 ,3, Исх.28:41 , Исх.29:21 , Пс.132:2 , Лев.4:3 ,5). Иисус Христос называется Помазанником, Мессиею, по ·греч. Христом, потому что на Него в полноте излиты все дары ·св. Духа и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Верующие называются помазанными, потому что действительно получили помазание от Святого, которое в них пребывает (Иоан.2:20 ).У Иудеев было в обыкновении помазывать елеем (миром) и некоторые части человеческого тела помимо головы, как например ноги, волосы, ради здоровья и чистоты, а равно как и в знак почтения и благоговения (Мат.6:17 , Лук.7:46 , Иоан.12:3 ). В тех случаях, где нужно было оказать преимущественно смиренное и глубокое благоговение и любовь, употреблялось для помазания самое ценное и особенно благовонное миро (Иоан.12:3 ). Помазание больных елеем в древности было также делом обыкновенным и доселе еще практикуется на Востоке. Целебные свойства елея хорошо известны, и хотя исцеления, совершаемые учениками Господа, очевидно, были чудесны, но, как видно ясно из Евангелия от Марка (Мар.6:13 ), и они не чуждались при этом общепринятых врачебных средств. Тела умерших часто показывались ароматами для того чтобы предохранить оные от гниения (Мар.14:8 , Мар.16:1 ), что иногда походило несколько на Египетское бальзамирование.
См. также:
Искусства, Ремесла, Художества, Саул, Миро, Самуил, Михея Пророка Книга, Врачевание, Врач .