Полная библейская энциклопедия - сирия
Сирия
Несториане настоящего времени называют себя Сирийскими Христианами, потому что они употребляют у себя древние формы богослужения. Они имеют Новый Завет, переведенный на Сирийский язык, вообще же в настоящее время в Сирии преобладает Арабский язык и Сирийцы читают Библию на означенном языке. составляет одно из самых интересных поприщ для миссионерской деятельности, какое только можно найти в наше время.
В ее пределах можно найти девять десятых местностей различных событий из ·свящ. Истории. Она в продолжении целого тысячелетия была единственною местностью для сохранения Церкви Божией, она была светильником и светочем, свет которого сиял во мраке мира почти в продолжении 12 столетий; все части ее были освящены стопами Сына Божия, или Его пророков и апостолов; едва ли какой-либо холм и долина здесь не оглашались песнопениями Моисея, Давида и Исаии; здесь, наконец, пролилась кровь Богочеловека, вземлющего грех мира. Таким образом вся эта страна составляет огромный, живой комментарий слова Божия, раскрытый для религиозного и нравственного чтения во все века и для посрамления неверующих. В новейшее время делится на 4 эйялета, или наместничества: Дамасское, Бейрут, Алеппо и Мераш; к последнему присоединена и древняя Коммагена. Из свидетельств новейших путешественников видно, что как во внешнем, так и во внутреннем ее состоянии продолжается тоже неустройство, какое давно господствует в стране этой: тот же деспотизм властей, тот же произвол, то же разорение и опустошение земли, та же свирепость Турок, то же грабительство Арабов, та же дикость, то же варварство. Жители Сирии давно не имеют возможности пользоваться безопасностью жизни и собственности, благодаря своему правительству. Вот как описывает эту страну Портер, бывший в Гауране: "Холмы со всех сторон казались внезапно преисполненными жизни, и долины и равнины огласились криком пастухов и блеянием огромных стад их, когда они гнали их на пажити.Но пастухи не имели того спокойного и смиренного вида, который обыкновенно соединяется с пастушескою жизнью и ее привычками; все они имели вид свирепый и дикий, в особенности Арабы. Кроме длинного ружья, многие из них имели маленькие топоры и за поясом были пистолеты и кинжалы". Кроме такой постоянной опасности для оседлой жизни, Арабские племена не только питают постоянную наследственную вражду к Христианам и Туркам, но часто ведут междоусобные войны и между собою, часто одно племя ведет войну с другим племенем, почему правильное возделывание почвы и усовершенствование естественных богатств, которыми так щедро наделена страна эта, становится делом невозможным.
Отсюда многие разрушенные города и селения остаются в своих развалинах и запустении; во многих местах счастливо можно бы было жить, но жителей нет. Многие равнины, вместо изобилия, которое должны были бы производить, представляют бесплодный вид пустынь, который только кое-где оживляется рощами из диких фиговых деревьев; травы остаются нескошенными, поля пустыми.
Обрабатываются только небольшие частички лучшей почвы и то лишь тогда, когда есть надежда и средства оградить свою жатву от вторжения неприятелей. Арабские стада свободно бродят по долинам и равнинам и полевые ограды не составляют для них никакого препятствия. Нигде в мире нет такого плачевного примера тиранства, хищения и бесчинства, как в большей части Сирии.Большая часть жителей терпят от своеволия толпы вооруженных людей, которые располагают всем по своим прихотям и произволу. В каждой провинции паша есть совершенный деспот. В деревнях жители ограничиваются одним уже необходимым для жизни; у них известны только такие искусства, без которых существовать невозможно. Здесь нет убежища от насилий, исключая разве городов.
Нельзя не сказать еще, что нигде, кажется, нет такого множества и смешения различных народностей и вместе с этим такого множества различных верований и исповеданий и различных ересей, сект и расколов, как в Сирии, и при этом здесь господствует грубое невежество, множество суеверий и нечестивых обрядов и большой разврат преобладающей массы; и отсюда постоянная ненависть и вражда партий и бедствие страны.
В недавнее время Ливан, в продолжении многих веков сохранявший свою независимость, населяемый деятельным и промышленным племенем и изобиловавший разными прекраснейшими произведениями страны шелковицей, оливковыми деревьями, виноградом и ·проч., представлял самую печальную картину вследствие вражды и междоусобий между Маронитами и Друзами.
Убийства, грабежи и опустошительные пожары свирепствовали в разных частях горы в 1846 и 1847, и снова возобновились в 1860. Многие деревни были охвачены пламенем и некоторые из самых цветущих мест в Ливане сделались необитаемыми и покрылись развалинами. Из Бейрута было известие: 60 городов и деревень в Ливане сожжены, и эта прекрасная гора обратилась в угрюмую степь.
По приблизительным соображениям, сгоревших деревень было 150. Целый Христианский квартал в Дамаске, который сам по себе был как город безжалостно ограблен и сожжен до основания. В 1861 Европейские державы должны были послать туда и в Бейрут свои войска (Франция и Англия), чтобы обуздать Магометанский фанатизм. .