Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - александрийская богословская школа

 

Александрийская богословская школа

древнейшая богосл. школа, находившаяся в Александрии; в более широком смысле — направление в богословии ранней Церкви, возникшее в рамках этой школы. К началу христ. эры Александрия была одним из важнейших культ. и рел. центров греко-рим. мира, что оказало существенное влияние на возникновение в стенах А.б.ш. систематического богословия, опиравшегося на достижения античной философии.

Круг наук, изучавшихся в А.б.ш., распадался на три группы. Первой ступенью были науки естественные и математические (έγκύλια μαθήματα), следующей — философия (φιλοσοφία ), а высшей — богословие (σοφία, или истинная мудрость). Έγκύλια μαθήματα имели только вспомогательное значение; философия рассматривалась в качестве подготовительного этапа к изучению богословия; осн. акцент делался на изучении Св. Писания (экзегетике). Здесь сложилась традиция т.н. аллегорической экзегезы (аллегория), т.е. иносказательного толкования Писания.

Первым главой А.б.ш., о котором сохранились достоверные сведения, был Пантен (кон. II в.). Можно предположить, что в своей деятельности он ограничивался лишь устным словом, развивая традицию христ. знания, берущую начало в посланиях апп. Павла и Иоанна и продолженную в творениях апологетов. Эта традиция получила дальнейшее развитие в трудах ученика Пантена, Климента Александрийского. С именем Климента связано прежде всего учение о христ. знании, которое он противопоставлял знанию «лжеименному». Вера и знание, в понимании Климента, — понятия не противоположные, а взаимодополняющие; знание — это глубокая и твердая вера, приобретенная христианином с помощью подвига учения и аскезы.

Учеником Климента и его преемником по руководству А.б.ш. был Ориген, первый создатель богосл. системы; он не смог найти подлинной меры сочетания христ. Откровения и эллинской философии, однако он остался верным церк. учению в своих осн. тезисах.

Экзегетические соч. Оригена (как и его учителя Климента) являют свойственный А.б.ш. аллегорический метод истолкования Св. Писания. Крайности этого метода таили в себе опасность за иносказательным толкованием библ. текста потерять ист. основу христианства. Тем не менее в экзегетических соч. обоих представителей А.б.ш. имеет место и типологический метод — поиск прообразов и пророчеств, заключенных в библ. текстах. Учеником и последователем Оригена был также Григорий Чудотворец, оказавший большое влияние на развитие христ. богосл. мысли.

После Оригена школу возглавляли Иракл (231–232/233), Дионисий (232/233–248), Пиерий (271–282), Ахилл, Феогност, Серапион, Пётр (до 300). Первым, кто выступил против ошибочных положений Оригена и против крайностей аллегорической экзегезы, был Пётр, еп. Александрийский.

Со времени Афанасия Великого (ок. 293–373) можно говорить о новом направлении в александр. богословии. Афанасий совершил то, чего не удалось Оригену: опираясь на филос. терминологию, он создал систему догм. богословия, с помощью которой выразил церк. учение о воплощении Слова Божия и о Троице. Афанасий полностью преодолел субординационизм в учении о Троице и заблуждения, свойственные доникейскому богословию в учении о Логосе как посреднике между Богом и миром. Богословие Афанасия во многом было ответом на ересь Ария, учившего о Сыне Божием как о творении.

Учеником Афанасия был Дидим (345–395), который в учении о Троице следовал Афанасию, однако в ряде положений был последователем Оригена. Последним главой школы был Родон (395–405). В V в. традиции александр. богословия нашли отражение в творчестве такого видного богослова, как Кирилл Александрийский.

Существует традиционное мнение о том, что по мировоззрению А.б.ш. противоположна Антиохийской богословской школе, однако это упрощенное представление. Напр., в учении о Троице Афанасий Великий выступал вместе с Евстафием Антиохийским против Ария; антиох. христология была оппозицией Аполлинарию Лаодикийскому, а не александрийцам.

А.б.ш. имела огромное значение для развития богосл. мысли, заложив осн. принципы экзегезы Св. Писания, а также основы христ. образования.

Лит-ра: Дмитриевский В. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань, 1884; Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей). Б., 1988, с. 184–198; Киприан (Керн), архим. Александрийское богословие // Вестник русского христианского движения 164 (1992), 93–108; Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви (III–VI вв.) // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова 3 (1998), 6–55; Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Там же, с. 56–139; Bardy G. Pour l’histoire de l’Оcole d’Alexandrie // Vivre et penser 2 (1942), 80–109; Guillet J. Les exОgПses d’Alexandrie et d’Antiochie: Conflit ou malentendue? // Recherches de science religieuse 34 (1947), 257–302; DaniОlou J. OrigПne. P., 1948; Lubac H. de. Histoire et esprit: L’intelligence de l’Гcriture d’aprПs OrigПne. P., 1950; Le Boulluec A. L’Гcole d’Alexandrie. P., 1987.

А. Балаховская

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое александрийская богословская школа
Значение слова александрийская богословская школа
Что означает александрийская богословская школа
Толкование слова александрийская богословская школа
Определение термина александрийская богословская школа
aleksandriyskaya bogoslovskaya shkola это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины