Католическая энциклопедия - австралия
Австралия
Австралийский Союз
(Commonwealth of Australia) — гос-во в Юж. полушарии, занимающее материк Австралия, о-в Тасмания и ряд небольших о-вов; столица — Канберра; офиц. яз. — английский; терр. 7,7 млн. кв. км; нас. 18,8 млн. чел.: католики — 27,17%, англикане — 21,8%, приверженцы Объединяющей церкви — 7,46%, пресвитериане — 3,7%, православные — 2,8%, баптисты — 1,7%, лютеране — 1,4%, мусульмане — 1,1%, буддисты — 1,1%, иудаисты — 0,4%, последователи австрал. культов — 0,04%, атеисты — 0,04%, не исповедующие никакой религии — 16,5%.
Исторический очерк
Еще античные авторы полагали, что на противоположной стороне земли должен существовать материк, уравновешивающий массу суши Сев. полушария; эта гипотетическая земля получила название Terra Australis incognita («Неведомая южная земля»). В XVI–XVII вв. португальцы и испанцы, обосновавшиеся в Перу, пытались обнаружить австрал. континент. Один из них, Педро Фернандес де Кирос, движимый миссион. рвением, считал, что он избран Провидением для открытия «Неведомой южной земли» ради Христа. Совершив паломничество в Рим и получив благословение Папы Климента VIII, П.Ф. де Кирос в дек. 1605 отправился из Кальяо в плавание на запад и достиг бухты, которую он назвал «Австралией Св. Духа». Однако открытая им земля была не австрал. побережьем, а о-вами, известными сейчас как Новые Гебриды (Вануату). Документально засвидетельствованное открытие А. связано с именами мореплавателей: голландца Виллема Янсзона и испанца Луиса Ваэса де Торреса (1606). Все прочие исследования береговой линии А. в XVII в. были осуществлены голландцами, поэтому эта земля и получила вначале название Новой Голландии. Англичанин Мэтью Флиндерс в 1798–1803 побывал в разных концах материка; именно он предложил переименовать Новую Голландию в А.
В 1681 терр. А. вошла в церк. юрисдикцию катол. Апост. викариата Формозы (Тайваня), но еще раньше миссия в А. была поручена франц. священнику Помье, о деятельности которого не сохранилось никаких сведений. Первым лицом дух. звания, чье пребывание в А. документировано, стал англиканский пастор Р. Джонстон, прибывший с первой партией осужденных англ. судами преступников (1788). Позднее на месте основанного в то время каторжного поселения Ботани-Бей вырос Сидней — ныне крупнейший город А. Всего до 1868 в А. было сослано ок. 155 тыс. чел. Среди заключенных, переправляемых из Англии, были и католики-ирландцы, многие из которых участвовали в национально-освободительном восстании 1798; всего с 1795 по 1804 в А. было переправлено ок. 6 тыс. ссыльных ирландцев. В 1820-е в связи с быстрым развитием овцеводства в стране широкие масштабы приобрела и добровольная эмиграция в А. из Англии и Ирландии. Хотя ранние установления брит. властей А. не содержали никаких указаний о конфес. ориентации колонии, господствующим исповеданием стало англиканство, и все заключенные, под угрозой наказаний, были обязаны посещать англиканские богослужения. Первые катол. богослужения в А. были совершены ссыльными ирл. священниками в 1803. В 1804 катол. богослужения были запрещены, но один из ссыльных ирл. священников, Д. Диксон, продолжал нелегально совершать богослужения вплоть до своего возвращения в Ирландию (1808). В 1816 по требованию Св. Престола для католиков колонии Новый Южный Уэльс был назначен апост. префект — священник-цистерцианец Д. О’Флинн. Однако из-за конфликта с брит. властями он был вскоре арестован и 20.05.1818 выслан из А. Нетерпимость властей А. к католикам стала предметом дебатов в брит. парламенте и породила бурную реакцию прессы, в результате чего в 1819, т.е. за 10 лет до принятия Акта об эмансипации в Великобритании (1829), в А. была провозглашена свобода вероисповеданий и основана катол. миссия. В 1820 бенедиктинец Эдуард Слейтер был назначен апост. викарием Кейптауна (Юж. Африка), причем его юрисдикция распространялась и на А. В А. официально прибыли два катол. священника-ирландца. В 1829 из 36 600 чел. населения А. 24 250 были протестантами и 11 230 — католиками.
В 1834 был учрежден самостоятельный викариат Новой Голландии (А.), и в 1835 Папой Григорием XVI (бреве Pastoralis officii) в него был назначен первый епископ — бенедиктинец Джон Полдинг. В 1841 население А. насчитывало 211 тыс. чел., из которых 40 тыс. были католиками. В 1842 было учреждено архиеп-во Сиднея и два еп-ва: Хобарта и Аделаиды. В 1845 на западе А. было образовано еп-во Перта, а в 1847 — еп-ва Мельбурна, Мейтленда и Виктории. До 1874 главы этих и ряда других епископств, основанных позднее, являлись викарными епископами архиеп-ва Сиднея.
После открытия в 1850-х в А. золотых месторождений, в страну стали прибывать эмигранты со всего света; с 1841 по 1891 число католиков выросло с 40 до 713,8 тыс. чел. К 1901, когда австрал. колонии объединились в Австралийский Союз, численность католиков достигла 856 тыс. чел. при общем количестве населения 3,78 млн. чел.
С 1843 в А. начали действовать катол. миссии среди аборигенов, но поначалу их результаты были минимальны. Более успешно проводил христианизацию аборигенов священник Конгрегации Святейшего Сердца Иисуса Ф.К. Гзелл (с 1938 — еп. Дарвинский); за свою миссион. и культ. деятельность среди туземцев он был награжден Орденом Британской Империи и Орденом Почетного Легиона. Сохранились также сведения о миссиях пассионистов на о-ве Норт-Страдброк (1843–46), иезуитов в районе Дарвина (1882–1902), траппистов на плато Кимберли (1890–1901). Наиболее успешными были миссии исп. бенедиктинцев в Нью-Норше (нач. с 1846) и в Драйсдейле (1908), нем. паллотинцев в Кимберли (1901) и Миссионеров Святейшего Сердца Иисуса среди аборигенов Северной территории (1906).
Со временем в жизни католиков А. возобладали традиционные ирл. формы благочестия и пастырского служения. Этому способствовал прежде всего кардинал Патрик Фрэнсис Моран, первый архиеп. Сиднея ирл. происхождения (1884–1911). При нем Католическая Церковь была организована по ирл. образцу. Он основал первую семинарию и ввел систему школьного катол. образования. Первый нац. собор Католической Церкви в А. состоялся в 1885. За ним последовали соборы 1895, 1905 и 1937. В 1928 в Сиднее проходил Международный Евхаристический конгресс. После Второй мировой войны значительно изменился состав эмиграции в А.: если по довоенной статистике 90% населения составляли лица брит. происхождения, то в 1963 60% жителей образовали послевоенные эмигранты из других стран Европы. Федеральный католический комитет по делам иммигрантов (Federal Catholic Immigration Committee) осуществлял дух. и материальную помощь новым жителям А. катол. вероисповедания.
Отношение Католической Церкви к коренному населению было поначалу двойственным: не признавая ценности его традиционной культуры, Церковь в то же время многое сделала для его защиты от произвола колониальных властей, призывая к уважению человеч. достоинства. В 1991 был создан Католический совет аборигенов и жителей островов Торресова пролива (Catholic Aboriginal and Torres Strait Islander Council), признанный вскоре катол. Конференцией епископов А.
После принятия в 1879 закона об общественном образовании (Public Instruction Bill), в соответствии с которым гос-во устранялось от финансирования церк. школ, Католическая Церковь создала независимую сеть образовательных учреждений — от детских садов до ун-тов. Католической Церковью основаны в А. два ун-та: в Брисбене и в Перте.
В период после Второй мировой войны прирост катол. общины осуществлялся в осн. за счет иммиграции из Италии, а в последнее время — также из стран Юго-Вост. Азии, в частности с Филиппин. В окт. 1960 в Мельбурне была открыта рус. катол. церковь Св. Николая (визант. обряда). Папа Иоанн Павел II совершил пастырские визиты в А. в ноябре-дек. 1986 и янв. 1995. В 1986 состоялась встреча Папы с представителями коренного населения в г. Алис-Спрингс, что стало важной вехой на пути признания Церковью традиционной культуры А.
Послевоен. волна иммиграции принесла в А. и значительное число православных. На сегодняшний день самой многочисл. правосл. группой на континенте является греческая, причем греч. община Мельбурна является третьей по численности в мире. Церковь в А. отделена от гос-ва, и провозглашена свобода вероисповедания. Вместе с тем А. является одной из немногих стран мира, в которой вопрос о рел. принадлежности включается в анкеты при проведении переписи населения.
Статистика Католической Церкви
В стране существует 5 митрополий, 2 архиепархии, 21 епархия лат. обряда, 3 епархии вост. обрядов, 1 воен. ординариат, 1412 приходов, 63 епископа, 2060 епарх. свящ., 1342 монаха-свящ., 1256 монахов, 8588 монахинь. Число католиков лат. обряда — 4,869 млн., маронитского обряда — 160 тыс., мелькитского обряда — 45 тыс., украинцев визант. обряда — 35 тыс.
Лит-ра: Ullathorne W. The Catholic Mission in Australia. Liverpool, 1963; Hally C. Migrants and the Australian Catholic Church. Melbourne, 1969; Molony J.N. The Roman Mould of the Australian Catholic Church. Melbourne, 1969; Campion E. Australian Catholics. Ringwood, 1987; Macginley R.M., Kelly T. The Church’s Mission in Australia. Blackburn, 1988; D’Arcy May J. Christus Initiator: Theologie im Pazifik. DЯsseldorf, 1990; Black A.W. Religion in Australia: Sociological Perspectives. Sydney, 1991; O’Farrel P. The Catholic Church and Community // An Australian History. Kensington, 1992; Thornhill J. Making Australia: Exploring Our National Conservation. Newtown, 1992; Turner N. Catholics in Australia: A Social History. Blackburn, 1992.
Католическая энциклопедия
EdwART
2011