Католическая энциклопедия - цистерцианцы
Цистерцианцы
Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервосский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.
Духовность
Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.
Организация
Все обители ордена объединены в конгрегацию, управляемую генеральным капитулом, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; капитул назначает ответственных за ежегодную инспекцию всех монастырей.
Конституция ордена носит название — Хартия милосердия (Carta caritatis), её составителем по традиции считается третий аббат Цистерцианского монастыря святой Стефан Хардинг (умер в 1134).
Существуют женские цистерцианские монастыри, первый из них по времени был основан в 1120. Самый известный — Пор-Рояль.
Облачение цистерцианцев — белое одеяние с чёрным наплечником, чёрный капюшоном и чёрным шерстяным поясом.
В 2005 году цистерцианцы насчитывали 1 470 монахов, из которых 717 были священниками. Ордену принадлежало 87 обителей.
История
Название цистерцианцы происходит от первой обители ордена — монастыря Цистерциум, основанного в 1098 св. Робертом на том месте, где теперь лежит деревня Сито (Citeaux, французский департамент Кот-д’Ор). Позднее монастырь стал называться просто Сито.
Роберт был отпрыском знатного шампанского рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился из Солемского монастыря, где занимал место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту, по требованию папы, пришлось вернуться в Солемский монастырь.
Его преемником на должности аббата Цистерцианского монастыря был Альберих, при котором папа Пасхалий II взял монастырь под свое особое покровительство. Альберих составил устав «Instituta monachorum Cisterciensium», в основу которых лёг бенедиктинский устав. Сначала строгость правил цистерцианцев служила препятствием приливу новых членов, но после того, как в орден вступил св. Бернард Клервосский с 30 товарищами (1112), число цистерцианцев стало быстро расти. При жизни святого Бернарда ордену принадлежало около 350 обителей, а в 1200 ордену принадлежало уже около 2000 монастырей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии.
В 1119 папа Иннокентий III утвердил конституцию ордена «Charta libertatis», которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Цистерциум; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей — Клервоского (с 1113), Лаферте (с 1115), Понтиньи (с 1114) и Моримонского (с 1115) — составлял коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито; аббаты ближайших монастырей должны были ежегодно принимать в нём участие, аббаты более отдаленных — через более продолжительные промежутки времени. В середине XII века начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 среди цистерцианцев образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого соблюдения устава, другая допускала уклонения от него.
В эпоху своего процветания цистерцианцы среди всех орденов занимали первое место по своему богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордены Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама в Испании.
В период реформации по ордену был нанесён удар в Германии и других европейских землях, ставших протестантскими; множество монастырей было конфисковано. В Англии цистерцианские монастыри были распущены в соответствии с указом Генриха VIII.
В XVII веке в ответ на послабление правил и упадок в некоторых цистерцианских монастырях во Франции из цистерцианцев выделился орден траппистов с ещё более строгим уставом. Число траппистов вскоре сильно выросло, к ним перешла большая часть цистерцианских монастырей, в том числе и колыбель ордена аббатство Сито.
В XVIII веке начались правительственные меры против цистерцианцев: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции — национальное собрание в 1790.
Однако орден сумел избежать уничтожения и в XIX и XX веках число цистерцианских монастырей вновь приблизилось к сотне. В настоящее время наибольшее число обителей этого ордена находится в Европе (особенно во Франции, Германии, Австрии, Испании), и США. По одному монастырю есть в Австралии и Новой Зеландии.
Литература
* «Essais de 1’histoire de 1’ordre de Citeaux» (1696, 9 т.);
* «Traite historique du chapitre general de 1’ordre de Citeaux» (1737);
* «Histoire des ordres monastiques» (т. V, стр. 344 и сл.);
* Winter, «Die Cistercienser des nord-ostl. Deutschlands» (Гота, 1868-71);
* Janauschek, «Origines, Cristerciensium» (т. I, В., 1877);
* Brunner, «Ein Cistercienserbuch» (Вюрцбург, 1882);
* «Studien und Mitteilungen aus dem Benediktiner und Cistercienser Orden» (1883);
* «Cistercienser-Chronik» (1889).
Католическая энциклопедия
EdwART
2011