Католическая энциклопедия - хуан де сумаррага
Хуан де сумаррага
(исп. Fray Juan de Zumarrága). 1468, Паис Васко, Дуранго — 3 июня 1548, Мехико. Испанский церковный деятель, первый епископ Мексики. Глубоко противоречивая личность: ввёл в Мексике здравоохранение, высшее образование и книгопечатание. Открыл первую публичную библиотеку европейского типа в Мехико(1534), боролся с рабством, одновременно уничтожая памятники индейской культуры, учредитель мексиканской инквизиции. Он является одной из ключевых фигур в так называемой «Чёрной легенде».
Биография и деятельность
Родился в Стране Басков. О ранней его деятельности известно мало. Сумаррага дружил и переписывался с Эразмом Роттердамским. Был членом ордена францисканцев, в 1527 г. был настоятелем монастыря Аброхо, где принимал короля Карла V. Вскоре он сделался главой инквизиционного трибунала, проводил ведьмовские процессы в Бискайе. Интересно, что он относился к своим обязанностям как рационалист, считая «ведьм» женщинами, склонными к истерии и галлюцинациям. Получив известия о завоевании Мексики Кортесом, решился отправиться в эту страну. 20 декабря 1527 г. королевским указом он был назначен епископом Мексики. Рукоположен в епископы он не был, но получил звание «хранителя (custodes) индейцев», и в августе 1528 г. отправился за океан.
Первые годы в Мехико
Сумаррага оказался в сложной ситуации: сподвижники Кортеса в его отсутствие боролись за власть, в Мексике царила полная анархия. Полномочия наместника исполнял конкистадор Нуньо де Гусман (Nuño Beltrán de Guzmán, 1490?-1544) [1], чья деятельность была отмечена многочисленными злоупотреблениями. Полномочия Сумаррага не были закреплены юридически, а отсутствие епископского сана делало его положение зыбким. Власти Мексики перехватывали его корреспонденцию.
В 1529 г. появились известия, что Кортес возвращается, после чего Гусман бежал из Мехико. В 1530 г. самозваные правители Мексики заставили одного из священников отлучить Кортеса и его людей от церкви, после чего епископ Сумаррага объявил в Мехико интердикт. Францисканцы во главе с Сумаррага выехали в Тескоко. Только на Пасху интердикт был снят. 15 июля 1530 г. Кортес, получив звание генерал-капитана Новой Испании, высадился в Веракрусе. С ним прибыли епископы Себастьян де Фуэнлеаль и Васко де Кирога.
Казус Богородицы Гуаделупской
Согласно католической традиции, установление новой власти было отмечено явлением Божьей Матери и обретением изображения Богородицы Гуадалупской (9 — 12 декабря 1531 г.). В житии св. Хуана Диего Куаутлатоацина (Juan Diego Cuauhtlatoatzin) сказано, что Богородица явилась ему 9 декабря 1531 г. на холме Тепейак (Tepeyac) в Мехико, повелев сообщить об этом епископу. Хуан отправился к Сумаррага, но тот ему не поверил. Тогда Богородица повелела Хуану собрать розы, чудесным образом выросшие на вершине холма, а покрывало, в которые они были завёрнуты, чудесным образом запечатлело Её лик. Хуан Диего был канонизирован в 2002 г.
Сумаррага ни в одном из своих посланий и книг не упоминает об этих событиях. Более того, в составленном им катехизисе, сказано дословно следующее:
— Почему ныне не происходит чудес? — Потому что Спаситель наш полагает, что в них нет уже необходимости
Поездка в Испанию и возвращение в Мексику
В 1531 г. Сумаррага получил приказ вернуться в Испанию. Король отклонил буллу Папы Климента VII, назначавшую Сумаррагу епископом Мехико, но в 1533 г. Сумаррагу рукоположили в епископы Вальядолида. Сумаррага стремился обратно в Мексику, и обличал действия конкистадоров при дворе. В 1534 г. Сумаррага вернулся в Мексику, в сопровождении группы ремесленников и шести учёных монахов для обучения детей индейской аристократии. В 1535 г. в Мексику был назначен новый вице-король дон Антонио де Мендоса (1495—1552), и власть Сумаррага окончательно утвердилась.
Благодаря событиям 1531 г. число новообращённых индейцев неудержимо росло. По сообщениям францисканца Торибио де Бенавенте (Мотолиниа, ?-1568), к 1536 г. крестилось около 5 млн индейцев. При этом крещение проводилось с грубым нарушением всех таинств (крещение проводилось массово в простой воде), но миссионеры этому не препятствовали. Споры разрешил Папа Павел III, издавший 1 июня 1537 г. буллу Altitudo divini consilii, где одобрялись действия францисканцев, однако впредь такие практики воспрещались.
Проблема полигамии
Самой серьёзной проблемой Сумаррага после массового обращения стало многожёнство. Сумаррага признавал действительность брака, заключённого по индейским обычаям, таким образом, он приравнивался к церковному, но Церковь не одобряла полигамии! Вставала проблема разводов, которые в большинстве случаев были нежелательны. По этому поводу в булле Папы Павла III Altitudo (см. выше) было указано, что только первая (старшая) жена признаётся законной в смысле церковного брака.
Проблема священства
В связи с вышеизложенным, Сумаррага пришлось решать проблему индейских священников, ибо клириков-испанцев не хватало для всех приходов, вдобавок, большинство из них не знало индейских языков. Папская булла Exponi nobis fecisti 9 мая 1522 г. передавала в этом вопросе всю власть духовным орденам, чьи священнослужители могли хиротонисать индейских священников, за исключением принятия сана епископа. 15 января 1535 г. эта булла была подтверждена Папой Павлом III.
Инквизиция
В 1535 г. Сумаррага получил от архиепископа Севильи полномочия Апостольского инквизитора, с правом расследования уголовных преступлений, обычно находящихся в руках светских властей. Сумаррага провёл трибунал в Тескоко, чьи жители обвинялись в «возврате к идолопоклонству». Одновременно он провёл несколько аутодафе, на которых были сожжены многие тысячи индейских рукописей. Деятельность Сумаррага на посту инквизитора была глубоко противоречива: уничтожая индейскую культуру, он тем не менее, стремился уберечь индейцев от притеснений конкистадоров. По его поручению Лас-Касас в 1541—1542 гг. отправился в Испанию, где представил «Кратчайшую реляцию о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias). Этот вопрос имел политическое значение: католическая церковь в лице Сумаррага боролась таким образом со светской властью. Однако в 1544 г. была официально запрещена энкомьенда. Сумаррага пришлось защищать рядовых испанских колонистов, которые разорились благодаря новым законам. Представители колоний в 1545 г. предстали перед королём, и энкомьенда просуществовала до XVIII в.
Последние годы
В 1530-е гг. Сумаррага активно способствует просвещению в Мексике. С 1536 г. функционировал Real Colegio de Santa Cruz de Tlatelolco — первое учебное заведение в Америке, где преподавали на латинском и испанском языках. Это учреждение предназначалось для воспитания в европейском духе детей индейской аристократии, и уже через десять лет обучение в коллегии вели индейцы. По приказу Сумаррага латинский язык для индейцев преподавал великий историк Бернардино де Саагун. В 1539 г. в Мексике началось книгопечатание, причём первая книга была напечатана на языке науатль. В Мехико (Amor de Dios) и Веракрусе были открыты госпитали.
11 февраля 1546 г. папским указом епископат Мехико был отделён от архиепископства Севильи, и Сумаррага стал полноправным епископом Мексики, в чьём подчинении находились епископства Оахаки,Мичоакана, Тласкалы, Гватемалы и Чьяпаса. Документы, подтверждающие полномочия, прибыли в Мексику 8 июля 1548 г., а через месяц Сумаррага скончался, и был похоронен в Кафедральном соборе Мехико.
Труды, написанные Сумаррага
* Doctrina breve muy provechosa de las cosas que pertenecen a la fe católica y a nuestra cristiandad en estilo llano para común inteligencia en 1543.
* Doctrina breve para la enseñanza de los indios en 1543.
* Doctrina cristiana cierta y verdadera en 1546.
* Regla cristiana en 1547.
Судя по сохранившимся письмам, опубликованным Real Academia de la Lengua Vasca, родным языком Сумаррага был баскский. См.:El País 07/08/1981
Католическая энциклопедия
EdwART
2011