Католическая энциклопедия - календарь
Календарь
(лат. calendarium, от Kalendae — первые дни каждого месяца) — система деления времени на дни, месяцы и годы, в которой особым образом зафиксированы дни праздников. Наука, занимающаяся расчетом и делением времени, называется хронологией. Помимо расчета времени, необходимого для ведения хозяйственной деятельности, одной из важнейших целей К. с его период. циклами праздников с самого начала являлось сохранение памяти о том, что лежало в основе каждой из культур. Поэтому К. всегда был связан с рел. представлениями, а в Новое время — также и с идеологией (напр., франц. революционный К.).
Первую шкалу деления времени человечеству представили астроном. явления, а именно видимое обращение вокруг Земли двух гл. светил небосвода — Солнца и Луны. К. подразделяются на лунные, солнечные и лунно-солнечные. Осн. сложностью в составлении календарных систем является то, что количество дней как в лунном месяце, так и в солнечном годе выражается не целым, а дробным числом, причем число дней солнечного года не является кратным числу дней лунного месяца.
В Вавилонии в нач. III тыс. до н.э. был создан лунный К. с 12 месяцами в году, начинавшимися в момент появления на небосклоне рождающегося месяца. Началом года было выбрано весеннее равноденствие. Месяц состоял из 29 или 30 дней. Чтобы начало года не смещалось относительно дня весеннего равноденствия, добавлялся еще один, 13-й месяц. С 380 до н.э. был принят 19-летний цикл, в течение которого 7 раз добавлялся дополнительный месяц. Вавилонские ученые, проводившие астрон. наблюдения за Луной, вели отсчет суток начиная с полуночи; эта традиция сохранилась и в совр. К. К вавилонской традиции восходит также 7-дневная неделя: в обрядовых вавилонских К. обозначались т.н. «счастливые» и «несчастливые» дни, причем последние приходились, как правило (хотя и не всегда), на 7-й день или на день, кратный 7, в который предписывалось избегать всяких дел; также и сам термин суббота, заимствованный древними евреями (šabbat, греч. σάββατου, лат. sabbatum), аккадского происхождения (šabattum или šapattum — полнолуние).
В Древнем Египте вначале также использовался лунный К.; позже был создан древнейший солнечный К., год в котором состоял из 365 дней и был короче астрон. тропического года на 0,24 дня. На основании наблюдений за восходом самой яркой звезды Сириус (Сотис) егип. жрецы установили продолжительность года в 365,35 дня, и этот уточненный К. был введен, вероятно, в 2781 до н.э. Год подразделялся на 3 части по 4 месяца, что было связано с с.-х. работами: период разлива Нила, период сева и сбора урожая. Год имел 12 месяцев по 30 дней, которые делились на декады (10 дней).
Древнееврейский К. Со времени Вавилонского пленения (586–537 до н.э.) евреями был принят лунно-солнечный К. Началом рел. года у евреев был день весеннего равноденствия — 14 число месяца авив, который после пленения получил название нисан. Гражданским началом года был праздник сбора урожая — 1 тишри. Сутки начинались вечером (Быт 1, 5). Большое значение имело число 7: неделя состояла из 7 дней, каждый 7-й год был «годом субботним», а каждый 50-й (следующий после 49-го, равного 7і7) — юбилейным.
Древний Рим. В Древнем Риме вначале существовал лунный К., т.н. год Ромула состоял из 10 месяцев, из которых 1-й, 3-й и 4-й носили имена рим. божеств (Martius (март) — от Mars, Martis — Марс, Majus (май) — от Maja — богиня плодородия, Junius (июнь) от Juno, Junonis — Юнона); название 2-го месяца — Aprilis (апрель) — восходит к глаголу aperire — открывать; названия месяцев с 5-го по 10-й образованы от лат. порядковых числительных: Quintilis (пятый), Sextilis (шестой), September (седьмой), October (восьмой), November (девятый), December (десятый). Затем (вероятно, царем Нумой Помпилием) были введены в конце года еще два месяца: Januarius (январь), названный в честь бога Януса, покровителя начала, входа, и Februarius (февраль), название которого восходит к фебруалиям — обряду ритуального очищения (или, по др. версии, к лат. febris — лихорадка, простуда). В 153 до н.э. начало года было перенесено на 1 января, когда рим. консулы вступали в свою должность. При этом прежние названия др. месяцев по порядку сохранились, хотя, по сути, September стал теперь девятым, October — десятым, November — одиннадцатым, а December — двенадцатым. В I в. до н.э. месяц Квинтилий был переименован в честь имп. Юлия Цезаря в Julius (июль), а Секстилий — в Augustus (август), в честь имп. Августа. 7 месяцев имели по 29 дней, 4 месяца — по 31 дню, и февраль — 28 дней. Поскольку всего в году было 355 дней, раз в 2–3 года добавлялся короткий (20 дней) месяц маркедоний. Обозначение числа месяца было связано с тремя гл. днями, от которых велся отсчет. 1-й день каждого месяца назывался календы (Kalendae), 5-й или 7-й день — ноны (Nonae), 13-й или 15-й день — иды (Idus). В марте, мае, июне и октябре ноны приходились на 7-й день, а иды — на 15-й, в остальные месяцы — соответственно на 5-й и 13-й день. Остальные даты обозначались путем отсчета от этих трех гл. дней месяца (напр., «накануне ноябрьских календ» означало 31 октября).
Вместо 8-дневной недели, называвшейся nundinae (досл. «девятидневка», ибо она включала и предыдущий день отдыха), в I в. до н.э. была ведена 7-дневная неделя (septimana, hebdomada). Каждый день носил имя определенного божества: понедельник — день Луны (dies Lunae, отсюда итал. lunedi, франц. lundi); вторник — день Марса (dies Martis, итал. martedi, франц. mardi); среда — день Меркурия (dies Mercurii, итал. mercoledi, франц. — mercredi); четверг — день Юпитера (dies Jovis, итал. giovedi, франц. jeudi); пятница — день Венеры (dies Veneris, итал. venerdi, франц. vendredi); суббота — день Сатурна (dies Saturni, англ. Saturday); воскресенье — день Солнца (dies Solis, англ. Sunday). Вначале гл. днем недели был день Сатурна, а со времени имп. Веспасиана (ум. в 79) — день Солнца.
Юлианский К. Реформу К. произвел рим. имп. Юлий Цезарь, по имени которого К. получил название юлианского. Необходимость проведения реформы К. была вызвана несовпадением лунного и солнечного циклов. Новый К. был разработан александр. астрономом Сосигеном и введен Юлием Цезарем 1.01.46 до н.э. Основой юлианского К. является солнечный год длительностью 365,25 дня, т.е. на 11 минут дольше, чем астрон. тропический год (365 дней 48 мин и 46 сек). 3 года имеют по 365 дней, после которых наступает 1 год с 366 днями.
Христианство. Раннехрист. общины вначале использовали древнеевр. К., влияние которого отразилось в т.ч. на исчислении пасхалии, связанной с лунным К. Одновременно Церковь пользовалась общепринятым в Рим. империи юлианским К., в который были введены христ. праздники. В 7-дневной неделе праздничным днем стало воскресенье (день Господень).
С развитием астрономии стала очевидной неточность юлианского К. Его реформа была предпринята Папой Григорием XIII. Специальной астрон. комиссией был разработан новый К., который по имени Папы был назван Григорианским К. Введенный папской буллой Inter gravissimas 15.10.1582, он в наст. время является общепризнанным К. во всем мире. Однако некоторые Церкви (в т.ч. Русская Правосл. Церковь) по-прежнему используют юлианский К.
Французский революционный К. В стремлении низвергнуть наследие прошлого франц. революционеры отменили также и григорианский К., т.е. К. Католической Церкви, и 5.10.1793 ввели революционный К., в котором эра от Рождества Христова была заменена на революционную эру, началом которой стало 22.09.1792 — день провозглашения республики. Вместо прежних названий месяцев были введены новые: плювиоз («дождливый», январь), вантоз («ветреный», февраль), жерминаль («месяц набухающих почек», март), флореаль («цветущий», апрель), прериаль («луговой», май), мессидор («месяц жатвы», июнь), термидор («жаркий», июль), фрюктидор («плодоносный», август), вандемьер («месяц виноделия», сентябрь), брюмер («туманный», октябрь), фример («холодный», ноябрь), нивоз («снежный», декабрь). Вместо 7-дневной недели были введены декады, а дни получили названия в соответствии со своим порядковым номером: примиди, дуоди и т.д. Каждый день вместо памяти святых был связан с с.-х. продуктами (напр., «день клубники»), животными (напр., «день лошади») или орудиями производства (напр., «день плуга»). Гл. праздниками стали взятие Бастилии, штурм Тюильри, казнь короля Людовика XVI, падение Жиронды. Была предпринята также попытка реформировать и систему деления суток, в которых должно было стать 10 ч по 100 мин, которые состояли бы из 100 сек. 1.01.1806 революционный К. был отменен имп. Наполеоном I, позднее возрожден во время Парижской коммуны, но действовал только 2 месяца (18.03–28.05.1871).
Литургический К. представляет собой систему подвижных и неподвижных праздников литургического года. В Католической Церкви существуют: общий литург. К. (calendarium Romanum generale), который содержит общеобязательные праздники римского обряда; частный литург. К., включающий собственные праздники отдельных Церквей и монаш. орденов; постоянный К. (calendarium perpetuum), содержащий праздники, связанные с определенными датами; ежегодный К. (calendarium annuale), который приводит праздники на определенный год; региональный К. (calendarium regionale), предназначенный для определенного региона или государства, который соотнесен с общим К.
Наиболее древними литург. К. являются составленные в Риме в IV в. Depositio martyrum и Depositio episcoporum Romanorum.
Лит-ра: Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1970; Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975; Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст (1978), 62–119; Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985; Langdon S. Babylonian Menologies and the Semitic Calendars. NY., 1935; Kessen A. Le Calendrier de la RОpublique FranНaise. P., 1937; Parker A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1951; Chronologia polska. Wwa, 1957; Denis-Boulet N.M. Le calendrier chrОtien. P., 1959; Winniczuk L. Kalendarze staroэytnych GrekЧw i Rzymian. Wwa, 1960; Goudoever J. van. Biblical Calendars. Leiden, 1961; Levi L. Jewish Chronomy. NY., 1967; Couderc P. Le calendrier. P., 1970; Zajdler L. Dzieje zegara. Wwa, 1977; ZwoРniak П. Kalendarze. Wwa, 1981; Adam A. Ostern alle Jahre anders? Zur Geschichte und Verbesserung der Kalender. Paderborn, 1994; Dziura R., WИsowicz H., Gigilewicz E. // EK 8, 351–375; Czas i kalendarz / Red. Z. Kijas. Kr., 2001.
В. Задворный
Католическая энциклопедия
EdwART
2011