Католическая энциклопедия - концилиарное движение
Концилиарное движение
реформаторское движение в Римско-католической церкви в 14 и 15 веках.
События, связанные с великим западным расколом (1377—1417), а также предшествовавшие ему Авиньонское пленение пап, (1309—1377) привели к глубокому недовольству среди всего христианского мира. Многие высокопоставленные чиновники церкви считали, что воцарившиеся ситуация, в которой на папском престоле находятся два, а затем сразу три папы неприемлема. Чтобы преодолеть воцарившиеся трудности, концилиарное движение, которое было осведомлено о произошедших изменениях в светских государствах, где появились органы как парламент, всевозможные палаты и другие рычаги, способные влиять на действия короля тоже хотели прервать абсолютизм папского правления. Концилиарное движение опиралось на элементы канонического права и отцов церкви. У вселенского собора, номинально было больше полномочий чем у папы, помимо того, опираясь на Грациана, можно было снять с должности папу, если тот определённо является еретиком. В соответствие с принципом quityесли имеется разрыв между принципиальным случаем и самим законом, следует рассмотреть подобное действие отдельно и вынести приговор в связи с «духом закона», а не с самим, сухим законом.
В 1414—1417 годах был созван Констанцский собор. Большая часть кардиналов, а также другие влиятельные люди, в церкви и вне её, добились устранения сразу всех трёх пап. Помимо того, совет заявил, что они имеют право и в дальнейшем, при надобности изгонять пап.
Несмотря на этот временный успех, концилиарное движение не смогло долго просуществовать, так как вернувшие себе полномочия папы, решили раз и навсегда покончить с этой угрозой. На пятом Латеранском соборе (1512—1517) Папа Юлий II провёл закон, определивший верховенство папы над решением собора, тем самым пресёк возможность использование канонического права, для достижения целей концилиарного движения.
Католическая энциклопедия
EdwART
2011