Католическая энциклопедия - крак моавский
Крак моавский
Крак Моавский (Crac des Moabites) — Крак в Земле Моавской, или Крак-де-Моав, с 1142 и по 1188 гг. столица Трансиордании, или Трансиорданской сеньории Иерусалимского королевства крестоносцев. Сегодня городок аль-Керак в Иордании.
Место расположения
Ныне полуразрушенный Крак Моавский находится на высоте около 1000 м над уровне моря на так называемой Скале Пустыни, или Petra Deserti к востоку от Мертвого моря (не путать с древней Петрой в том же регионе). Крак Моавский, или Crac des Moabites нередко ошибочно отождествляют с другой твердыней, расположенной совсем в другом месте (в Сирии на границе с Ливаном), хотя и возведенной примерно в одно и то же время. Это Крак-де-Шевалье (Crac, или Krak des Chevaliers), названный так по той причине, что с самого своего основания на месте другой древней крепости и вплоть до 1271 г. он принадлежал братству госпитальеров — рыцарей, по-французски chevaliers.
Постройка и значение
Крак Моавский был построен в 1142 г. по воле деятельного придворного и сподвижника короля Иерусалима Фулька I, его дворецкого по имени Паган, или Паганус, являвшегося одновременно сеньором Трансиордании, или Земли за Иорданом (Oultrejordain). Крепость стала столицей сеньории; прежде ее главным замком служил сооруженный в 1115/6 гг. по приказу Балдуина I в Идумее Крак-де-Монреаль (Crac de Montreal) — позднее ас-Шобак.
Расположенный к востоку от реки Иордан, Крак Моавский имел важное стратегической значение, ибо позволял не только отслеживать действия кочевавших в тех краях склонных к разбою бедуинов, но и контролировать торговые пути из Дамаска и Каира, а также маршруты хаджа в Мекку.
Форпост крестоносцев
В 1147 г. наследником Пагануса стал племянник Морис, на дочери которого женился Филипп де Мильи (иначе Филипп де Милли), впоследствии короткое время прослуживший магистром ордена тамплиеров. Филипп унаследовал сеньорию примерно в 1161 г.
За время правление Филиппа и его тестя укрепления претерпели усовершенствование, в частности с севера и с юга в скале были прорублены рвы. Северная стена и примыкающие к ней постройки полуразрушенного замка как раз и относится ко временам крестоносцев, то есть примерно к первым сорока годам истории замка.
В 1176/7 гг. замок вместе с прочими крепостями и землями сеньории перешел в распоряжение Рено де Шатийона — третьего мужа дочери Филиппа де Мийи, Этьении, или Стефании, имевшей от первого брака с Онфруа III (сыном коннетабля Онфруа II де Торона) сына Онфруа, или Онфруа IV. Рено де Шатийон сделался опасным соседом для мусульман. Он неоднократно нападал на караваны и устраивал набеги вглубь вражеской территории. Замок дважды безуспешно осаждал Саладин.
Свадьба в Краке Моавском
В ноябре 1183 г., во время первой осады, случилось занимательное событие, описанное современником и, по всей видимости, очевидцем — свадьба Онфруа IV де Торона и Изабеллы Анжуйской.
Само по себе бракосочетание не имело бы ничего примечательного, если бы не отправка матерью жениха, то есть Этьенией, Саладину в лагерь под Краком кушаний с праздничного стола. Хронист даже утверждал, что будто Саладин еще мальчиком был заложником у крестоносцев в Краке и играл с крошкой Этьенией, хотя факт пленения Саладина в детстве или выполнения им когда-либо роли заложника никак и нигде не подтвержден.
Так или иначе Саладину пришлось снять осаду в 1183 г. и затем в сентябре 1184 г., поскольку на выручку осажденным выступила из Иерусалима армия короля Бодуэна IV.
Утрата замка крестоносцами
После битвы на Рогах Хаттина в 1187 г., стоившей жизни Рено де Шатийону, брат Саладина, Сайф-эд-Дин аль-Адиль, или Сафадин больше года осаждал Крак Моавский, прежде чем тот пал в конце 1188 г. По утверждениям хрониста, защитники продали свои семьи осаждающим, чтобы купить провизии. Как бы там ни было, после капитуляции они получили своих близких назад от великодушного победителя, который даже разрешил им беспрепятственно уйти на территорию христиан. Нельзя, однако, с уверенностью утверждать, что случай с продажей жен и детей действительно имел место в связи с Краком Моавским; вполне возможно, нечто подобное произошло не там, а во время осады Крака Монреальского, который продержался на несколько месяцев дольше и капитулировал уже в 1189 г.
В руках мусульман
С 1188 г. замок Крак, или аль-Керак так никогда больше и не принадлежал крестоносцам в отличие от многих других крепостей на Ближнем Востоке, которые — иные не раз — меняли хозяев на протяжении XIII века. Хотя мусульманский правитель Трансиордании в конце 1230-ых и первой половине 1240-ых даже выступал союзником христиан.
Во второй половине 1250-ых в замке тогдашнего его владельца обосновался находившийся в то время в опале в Каире будущий султан мамелюков Египта и Сирии, Бейбарс I, который впоследствии (в начале 1260-ых), захватив крепость уже как султан, усилил ее и без того мощные оборонительные сооружения. С одним из правителей аль-Керака, аль-Кахиром, легенда связывает туманный эпизод, приведший в 1277 г. к гибели Бейбарса. (Тот будто бы собственноручно напоил аль-Кахира отравленным кумысом из чаши, из которой потом по оплошности выпил и сам.)
Замок просуществовал до 1840 г., когда был захвачен и сильно разрушен египетскими войсками.
Источники
* Deschamps, P. «La défense du royaume de Jérusalem», 2 vol. Paris, 1939.
* La Monte, J. L. «Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem». New York, 1932.
* Runciman, S. «A History of the Crusades», 2-3 vols. Cambridge, 1952-4.
* Sadeque, S. F. «Baybars I of Egypt». 1956.
* Schlumberger, G. «Renaud de Châtillon…» Paris, 1898.
* Колин, А. «Адвокаты Гроба Господня». «OCTO PRINT», 1998 г.
Католическая энциклопедия
EdwART
2011