Католическая энциклопедия - литургические облачения
Литургические облачения
Не следует путать эти Литургические облачения со священническими и монашескими одеяниями. Литургические облачения – это то, во что облачаются священнослужители для богослужения. В свою очередь, под священническими и монашескими одеяниями подразумевается те одежды и головные уборы, которые священнослужители или монашествующие носят не только во время богослужений, но и в повседневной жизни.
Различие литургических облачений указывает на различие функций участников священнодействия (предстоятель, сослужащий священник, алтарник и т.п.) и на различие степеней служителей (епископ, священник, диакон, аколит, чтец, прислуживающий мирянин), а также на характер богослужения (обычно на Мессе и непосредственно соединенных с ней богослужениях набор облачений более сложный, чем на совершаемых отдельно от Мессы Часах, таинствах и сакраменталиях).
Облачением, общим для всех степеней служителей, является альба – одеяние белого цвета (или совсем светлого оттенка иного цвета) покроя длинного платья до пола с длинными рукавами. Альба подпоясывается поясом (обычно, веревочным), если она не скроена таким образом, что плотно прилегает к телу.
Если альба не закрывает полностью обычную одежду вокруг шеи, то, прежде чем облачиться в альбу, епископ, священник или диакон повязывает на шею амикт – белый прямоугольный плат с тесемками по двум углам.
Во многих случаях заменить альбу может стихарь, или Стихарь (комжа)комжа, – более короткое (до середины бедра) облачение из легкой белой ткани (по покрою – рубаха с присборенными на кокетке рукавами и передним и задним полотнищами). Стихарь могут носить на богослужениях все нерукоположенные служители (аколиты, чтецы, алтарники); рукоположенные служители заменяют альбу стихарем в тех случаях, когда поверх не надо надевать ризу или далматику, а также когда вместо планеты или далматики одевается стола (см. ниже).
Облачением, общим для всех рукоположенных служителей, является стола – перевязь, длина которой варьируется. Епископы и священники одевают столу на шею, так что концы ее свисают спереди; диаконы носят столу на левом плече, перевешенной наискось, так что концы ее спускаются спереди и сзади на правую сторону туловища, где они скрепляются (как правило, на уровне бедра). Диаконская стола обычно более узкая, чем священническая. Столы романского стиля имеют расширенные концы. На большинстве богослужений стола одевается поверх альбы или стихаря. В случаях необходимости (особенно, если нужно срочно принять исповедь) священник может носить только столу поверх обычной одежды. Это не норма, а допущение. Известно, что в ситуациях крайней необходимости священники совершали и совершают любые богослужения вообще без всяких литургических облачений: странно было бы оставить умирающего без отпущения грехов и без Причастия только потому, что под рукой не оказалось облачений. На практике же исповедь священникам часто приходится принимать далеко в не самых “стандартных” ситуациях.
Диакон облачен на Мессе поверх альбы и столы в далматику – облачение, подобное ризе, однако с более выраженным рукавом и боковым швом (по покрою – “летучая мышь”).
Риза, или казула, или орнат, является верхним облачением епископа или Риза готическая священника: это – цельнокройная накидка с прорезью для головы (по покрою – “пончо”), спускающаяся спереди и сзади до колен или ниже, при плечевом шве несколько короче рукава альбы. Романская риза существенно отличается от готической как своей жесткой фактурой, так и покроем: в ней плечевой шов обычно превосходит ширину плеч, но при этом остается в горизонтальном положении ввиду плотности ткани, оставляя руки открытыми; по бокам вместо швов – боковые завязки (из светских одежд она более всего напоминает по покрою мушкетерский плащ). Риза одевается поверх альбы и Риза романскаястолы.
По правилам в ризы должны быть облачены предстоятель и все сослужащие священники на Мессе, а также на любом другом богослужении, присоединяемом непосредственно к Мессе; однако чаще всего в ризу облачен только предстоятель (на торжественных Мессах в ризы облачаются также сослужащие епископы и священники или некоторые из них), что обычно бывает продиктовано отсутствием в ризнице достаточного для всех сослужащих числа риз требуемого для данной службы цвета. Хотя допущение, чтобы риза оставалась обязательной только для предстоятеля, а сослужащие, когда это диктуется условиями, ограничивались амиктом, стихарем или альбой и столой, вполне легально.
Для процессий и некоторых священнодействий (благословение пепла в Пепельную среду или ветвей в Вербное воскресенье и др.) предстоятелем надевается каппа, или плувиал, – верхнее облачение, по покрою напоминающее плащ-накидку. Иногда (например, при процессиях с Телом Христовым) используется также наплечный плат, или гумерал (по покрою – широкий шарф).
Цвет всех названных облачений, кроме альбы и стихаря, зависит от предписанного на данный день церковного календаря или на данный случай литургического цвета.
Епископ в отдельные моменты некоторых богослужений носит на голове митру – прямоугольный в основании головной убор, представляющий собой две скрепленные между собой лопасти (формы пятиугольника или усеченного овала), переднюю и заднюю, с двумя тесемками, свисающими сзади. Митрополиты, а также отдельные епископы, пожалованные Папой, носят на богослужении паллий, или омофор, – узкий шарф из овечьей шерсти.
Католическая энциклопедия
EdwART
2011