Католическая энциклопедия - священнодейственные обряды
Священнодейственные обряды
Помимо таинств в Церкви существуют многочисленные священнодейственные обряды (говоря о них во множественном числе, можно использовать также слово “сакраменталии”). Согласно определению Конституции II Ватиканского собора “О богослужении” (ст. 60) священнодейственные обряды – “священные знамения, которыми по некоему подобию таинств обозначаются и по молитве верных воспринимаются главным образом духовные плоды. Через них люди получают расположение к принятию главнейшего действия таинств, и освящаются различные жизненные обстоятельства”. В отличие от таинств сакраменталии установлены не Христом, а Церковью; кроме того, в них не подается так же непосредственно, как в таинствах, благодать Святого Духа, но церковной молитвой они подготавливают человека к ее принятию и располагают к сотрудничеству с нею.
Предстоятельствовать при совершении некоторых священнодейственных обрядов может не только рукоположенный служитель, но и мирянин.
По словам той же Конституции “О богослужении” (ст. 61) “у верующих, имеющих должное расположение, почти каждое жизненное событие освящено божественной благодатью, проистекающей из Пасхальной тайны страстей, смерти и воскресения Христа, от Которого черпают свою силу все таинства и сакраменталии; почти всякое достойное использование материальных вещей может быть направлено к освящению человека и прославлению Бога”. Поэтому среди сакраменталий важное место принадлежит различным освящениям и благословениям, посредством которых молитвенно испрашивается благословение Божие на людей или на различные материальные вещи (предметы, вещества и т.п.) для их дальнейшего плодотворного использования во славу Божию и для блага людей – либо в церковном культе, либо в повседневной жизни верующих; благословляемые предметы могут быть как культового назначения (кресты, иконы, медальоны), так и чисто бытового (дом, транспортное средство, семена, пища).
Применительно к освящениям в русском языке используется глагол освящать что-либо (совершенный вид – освятить), а к благословениям – благословлять/благословить кого-либо/что-либо; страдательное причастие совершенного вида от глагола благословлять – благословенный (и в ни коем случае не “благословлённый”!!!); сам момент, когда кто-то кого-либо или что-либо благословляет, равно как и само производимое при этом действие не следует именовать иначе, нежели благословение (а не “благословление”!!!).
К числу освящений относится, в частности, освящение храма, освящение алтаря, освящение воды (оно называется также водосвятием; воду, над которой был совершен этот обряд, следует называть освящённой водой), освящение мира для использования его в таинстве миропомазания и некоторых других обрядах, совершаемое епископом перед Пасхой, освящение креста, освящение иконы.
В числе благословений – благословение епископом елея оглашаемых и елея больных, благословение пепла в Пепельную Среду ( за которым следует возложение пепла (пепел возлагается на головы верным, посыпается на головы: существует глагол “посыпать голову пеплом”), благословение пасхальной пищи, многочисленные виды благословений людей в различных жизненных ситуациях, благословений предметов культа, предметов труда и повседневного быта, а также домашних животных и сельскохозяйственных растений.
В некоторых случаях между благословением и освящением отсутствует строгая грань, и применительно к одному и тому же обряду может быть использован и тот и другой термин.
К числу наиболее важных элементов при совершении обрядов различных благословений и освящений относится, помимо молитвы, крестное знамение (предстоятель осеняет крестным знамением то, что освящается, того, на кого призывается благословение, или то, на что призывается благословение). Зачастую при благословениях совершается окропление освященной водой (предстоятель окропляет освященной водой благословляемых людей или благословляемые предметы).
К сакраменталиям относятся также различные посвящения людей Богу, а также посвящения людей для того или иного служения.
К числу первых относится обряды, связанные с монашеством или иными формами посвященной жизни: это, в частности, обряды посвящения дев, а также обряды принесения обетов. (Применительно к монашеству Латинской Церкви не вполне корректно использовать термины “постриг” и “пострижение”, поскольку зачастую никакое пострижение волос не имеет места. Поэтому в отношении принимающего монашество правильнее говорить “принесение обетов”: применительно к обетам используются глаголы принести, дать обет/обеты. В отношении церковной власти в таких случаях говорится о “принятии обетов” с ее стороны: принять обеты). Принесение монашеских обетов может называться также принятием монашества. Принятию монашества предшествует вступление в новициат, или поступление в послушничество. Следующей ступенью оказывается принесение временных монашеских обетов, а затем, по прошествии какого-то времени – принесение постоянных монашеских обетов. (Среди других обрядов, связанных с принесением монашеских обетов, следует отметить торжественные обеты, а также периодическое обновление обетов, подобное обновлению верными обетов крещения в Пасхальную ночь или обновления священниками перед Пасхой обетов, данных ими при рукоположении). На определенных ступенях подготовки к принятию монашества важную роль имеет во многих монашеских орденах и конгрегациях обряд облачения в монашеские одеяния; в женских монашеских институтах это может дополняться обрядом возложения покрова.
К числу обрядов посвящения людей для различных церковных служений относятся, в частности, поставление во чтеца и поставление во аколита, совершаемое епископом.
Среди сакраменталий важное место принадлежит также различным экзорцизмам – обрядам изгнания злых духов. Торжественный обряд изгнания бесов с целью освободить человека от одержимости темными силами, именуемый великим экзорцизмом, может совершаться только священником с разрешения епископа, при строгом соблюдении установленных Церковью правил. Малые экзорцизмы входят в некоторые обряды подготовки к таинству Крещения (традиционно они входили также в обряды освящения и благословения различных материй: воды, елея и др.).
К сакраменталиям относятся, наконец, различные заупокойные обряды, посредством которых Церковь препоручает Богу своих умерших (усопших) чад и молится о спасении их душ. Церковный обряд молитвы над телом усопшего и прощания с ним в храме называется отпеванием, а последние обряды, совершаемые на кладбище – погребением. Совокупность этих обрядов именуется Чином Погребения. Помимо этого существуют обряды поминовения усопших (поминальные обряды).
Католическая энциклопедия
EdwART
2011