Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - великие (обязательные) праздники

 

Великие (обязательные) праздники

"По апостольскому преданию, восходящему к самому дню воскресения Христова, Церковь совершает пасхальную тайну в восьмой день, который по справедливости называется днем Господним или воскресеньем. Ибо в этот день верующие должны собираться воедино, чтобы, слушая Слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать страсти, воскресение и славу Господа Иисуса и благодать Бога, "возродившего их к надежде живой через воскресение Иисуса Христа из мертвых" (1 Петр 1. 3). Итак, воскресенье есть главный праздничный день, который должен предлагаться благочестию верующих с тем, чтобы он становился днем радости и отдохновения от трудов". [II Ватиканский Собор, Конституция о богослужении, 106.]

В Католической Церкви к числу Великих праздников относятся -помимо всех воскресений года -торжества:

* Рождества Христова (25 декабря)

* Богоявления (6 января)

* Вознесения (40-ой день Пасхи, дата которой меняется)

* Пресвятых Тела и Крови Христа (четверг через 60 дней после Пасхи)

* Пресвятой Девы Марии, Матери Божией (1 января)

* Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря)

* Взятия на небо [или Успения] Пресвятой Девы Марии (15 августа)

* Св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта)

* Свв. апостолов Петра и Павла (29 июня)

* Всех святых (1 ноября)

Официально эти праздники носят название "обязательных", или "предписанных праздников". На первый взгляд может показаться, что понятие "обязательный праздник" противоречит духу христианской свободы: ведь участием в богослужении человек выражает свою любовь к Богу, а может ли быть любовь по обязанности? Но, с другой стороны, слишком далека от совершенства та любовь, которая проявляется только в виде порывов, от случая к случаю, под настроение. Истинная любовь всегда сопряжена с ответственностью, а это, в свою очередь, предполагает те или иные обязательства.

Церковь рассматривает каждое воскресенье как великий праздник, который освящается прежде всего совершением Таинства Евхаристии. Именно поэтому в воскресенье (как и в любой другой великий праздник) каждый католик призван участвовать в Святой Мессе [Кодекс канонического права, каноны 1246-1247.] и, по возможности, причащаться Святых Таин. Посещение воскресной Месса -это не только обязанность человека по отношению к Богу. Это еще и великий дар Бога человеку, уверовавшему в Христа. Дар, позволяющий человеку приближаться к Богу, дающий возможность соединяться с Богом и со своими ближними в молитвах и Таинстве. Поэтому невозможность участвовать в воскресной Мессе следует рассматривать как большую потерю.

Но христианам, однако, не следует забывать слов Иисуса: "Суббота для человека, а не человек для субботы". В воскресные и праздничные дни верующий, как и в любое другое время, должен исполнять свои обязанности по отношению к ближним, особенно, если речь идет о их жизни и здоровье. Бывает, что дела милосердия, которые мы должны исполнить, лишают нас возможности участвовать в богослужении. Это не должно огорчать нас, ибо предоставляя нам возможность проявить любовь к ближнему, Господь дает нам также великий дар. Именно об неоднократно говорила наша выдающаяся современница мать Тереза Калькуттская -основательница ордена милосердия, посвятившая всю свою жизнь помощи больным, нищим, бездомным и другим страдальцам: "Иисус сказал: "Я алкал, и вы дали мне есть; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня..." В Евхаристии я вижу Христа под видом Хлеба. В трущобах я вижу Христа в обличье бедняка".

В таинствах и молитвах человек, открывающий Богу свое сердце, получает от Него благодатную помощь, умножающую добродетели и способствующую исполнению спасительных Заповедей любви. Почитание дня Господня -это возможность проявить любовь к Богу. Но любовь к Богу немыслима без любви к ближнему. Поэтому обязанность посещать храм в воскресные и праздничные дни не может служить оправданием для небрежения обязанностями в отношении людей, нуждающихся в нашей помощи. И, тем не менее, призывая верующих посвятить один день недели Богу, Церковь напоминает о том, что в этот день человек должен избегать всякой работы, приносящей ему самому материальную выгоду, и вообще от служения себе самому. В воскресенья и праздники верующим следует "воздерживаться от тех дел и трудов, которые препятствуют подобающему Богу поклонению, радости, присущей празднику, или должному отдыху души и тела". [Кодекс канонического права, каноны 1246-1247.] По благочестивому обычаю, существующему у большинства христианских народов, не принято оставлять на воскресные и праздничные дни какую бы то ни было работу по дому (например, уборку, стирку и т.п.); в некоторых странах по праздникам воздерживаются и от приготовления пищи, заготавливая ее накануне. Потребность в отдыхе от повседневных трудов и забот вполне естественна для каждого человека. Еще в Ветхом Завете суббота освящала право на отдых. Это право Церковь провозглашает и в наши дни: "Все должны пользоваться достаточным отдыхом и досугом для развития семейной, культурной, социальной и религиозной жизни". [II Ватиканский Собор, Пастырская Конституция о Церкви в современном мире, 67.] Поэтому каждому христианину важно помнить о праве всех людей на отдых и, тем более, без крайней необходимости не вменять в обязанность другим то, что препятствует почитанию дня Господня. Конечно, не все профессии оставляют возможность иметь выходной каждое воскресенье. Однако верующий, вынужденный работать в воскресенье, вовсе не лишен возможности исполнять Третью Заповедь. Он может уделить чуть больше времени молитвам и чтению Священного Писания, а посещение храма и отдых перенести на какой-либо другой день, например на субботу (в большинстве католических приходов в субботу вечером уже совершается Месса воскресного дня). Многие верующие задаются вопросом: каким образом нужно исполнять Третью Заповедь? Как посвятить весь день Господу? Ведь воскресная Месса занимает час, от силы два. Что же следует делать все остальное время? Только молиться и читать Писание? Или только отдыхать, не делая вовсе ничего? Несомненно, молитва и размышление в тишине души над словом Евангелия весьма важны для каждого из нас, и времени для этого мы имеем не так уж много, так что вряд ли стоит пренебрегать возможностью побыть наедине с Богом. Но служение Богу и любовь к Нему этим не ограничиваются. Ведь мы любим Бога и в наших ближних, а научиться по настоящему любить ближних непросто. Каждый воскресный день дает нам неоценимую возможность учиться любви к ближнему. Много ли времени нам удается проводить в наших семьях? Много ли мы уделяем внимания, заботы, тепла нашим родителям, детям, супругам? Существует ли в наших семьях настоящая духовная близость? Если даже существует, то она может быть еще совершеннее. Поэтому поделиться любовью и радостью с самыми близкими людьми -это тоже подлинное освящения дня Господня.

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое великие (обязательные) праздники
Значение слова великие (обязательные) праздники
Что означает великие (обязательные) праздники
Толкование слова великие (обязательные) праздники
Определение термина великие (обязательные) праздники
velikie (obyazatelnye) prazdniki это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины