Ветхий и Новый заветы - голубь
Голубь
(Быт.8:9 ) чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в свящ. Писании. В диком состоянии голуби обыкновенно живут в ущелиях скал, под кровом утесов (Песн.2:14 , Иер.48:28 ); они отличаются чистотою, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мат.10:16 ). Замечательна также их привязанность друг к другу, так что когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобным воркованием. На это воркование голубей нередко указывается в книгах пророческих (Пс.38:14 , Иез.7:16 , Наум.2:7 ). В свящ. Писании не мало также указаний на голубиную нежность, чистоту и любовь (Пс.74:14 , Песн.1:15 , Песн.2:14 , Песн.4:1 , Песн.5:2 , Песн.6:9 ). Дух Святый сошел на Спасителя при крещении в виде голубином (Мат.3:16 , Мар.1:10 , Лук.3:22 , Иоан.1:32 ). Места свящ. Писания, в которых говорится о голубиных глазах, должно понимать в том смысле, что их глаза особенно выражают кротость и нежность. Осия сравнивает робкого Ефрема с глупым голубем без сердца (Ос.7:11 ), и говорит, что когда Иудеи будут возвращены в отечественную страну из Египта, то они встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби (Ос.9:11 ). Давид в горести своей так восклицает к Богу: И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс.54:7 ). О прилете голубей в кн. Песн. говорится как об одном из признаков наступления весны: Вот зима уже прошла, голос горлицы слышен в стране нашей (Песн.2:12 ). Уже в истории о потопе голубь является к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли. Голубь возвратился к нему (Ною) в вечернее время... и вот свежий масличный лист во рту у него, говорится в кн. (Быт.8:11 ). Голуби употреблялись для жертвоприношений. Авраам, удостоенный откровения Божия, принес в жертву Богу вместе с другими жертвенными животными также горлицу и молодого голубя (Быт.15:9 ). Когда рождалось дитя, то от матери требовалось, чтобы она в известное по рождении время приносила в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если же она была не в состоянии принести агнца, то могла принести в жертву двух горлиц, или двух молодых голубей (Лев.12:6 ,8). Из сего мы можем заключать о бедности пресв. Девы Марии, Матери Господа, когда в сороковой день по Его Рождении, она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных, вместо агнца (Лук.2:24 ). Для снабжения матерей жертвенными голубями в храме Иерусалимском сидели продавцы этих птиц, которых Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Иоан.2:14 ,16).
Разведение голубей было одним из наиболее распространенных занятий Иудеев (Ис.60:8 ), как это и доселе водится на Востоке. По свидетельству путешественников, их бывает иногда так много, и они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака, и затемняют собою солнечные лучи. Слова Ис.67 (ст. 14) "расположившись в уделах (своих), вы стали, как голубица, которой крылья покрытые серебром, а перья чистым золотом" можно понимать так, что псалмопевец представляет здесь два противоположных состояния Израильтян, к которым он с сими словами обращается в два различные периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты студом и поношением, но в дни своего благополучия и счастия будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежною белизною ее крыльев и золотистым цветом шеи. В заключение сего нельзя не заметить, что писатель 4-й книги Царств (4Цар.6:25 ), изображая бедствия голода во время осады Самарии Венададом царем Сирийским, упоминает, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра. Некоторые хотели разуметь здесь под голубиным пометом особый вид дикого гороха, растущий в обилии близь Самарии; но, очевидно, нет надобности отступать в сих словах от буквального смысла, когда всякому видно, в какой крайности находились тогда Израильтяне (4Цар.6:26 и проч. ). Подобное бедствие, по свидетельству Флавия, было с Иудеями во время осады Иерусалима царем Римским Титом. Тогда некоторые дошли до такой крайности, что, раскапывая сточные ямы и старый воловий навоз, собирали в них помет скотский, и на что прежде не могли смотреть без отвращения, то теперь употребляли в пищу (Bell. Jud. V, 13). Дополнением к сказанному могут служить слова Рабсака, сказанные послам Езекии, что осажденные Израильтяне в Самарии будут есть помет свой и пить мочу свою (Ис.36:12 , 4Цар.18:27 ).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.