Ветхий и Новый заветы - жертвоприношения у евреев
Жертвоприношения у евреев
. Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из свящ. Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил (Быт.4:3 ). патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносить жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт.8:20 ). Точно также патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт.12:7 , Быт.13:4 , Быт.26:25 и др. ). До времен Моисея побуждением и основною мыслию жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния. В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов.1:5 ) и за его трех друзей (Иов.42:8 ). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея Фараону о жертвах в пустыне (Исх.10:25 ). Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений Израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис.15:5 , 6, Чис.28:11 ); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев.1:14 ). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев.22:27 ,29) из мелкого скота он должен быть однолетним (Исх.12:5 ), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т.п. (Лев.22:20 ,24). Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев.2:14 ), высушенными на огне и растолченными, и пшеничною мукою (Лев.2:1 ), с возлитым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев.2:2 и др.) и пшеничною мукою, приготовленною в горшке с елеем (Лев.2:7 ). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев.2:13 , Мар.9:49 ) и не могла быть кислою: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев.2:11 ). Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета. С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т.е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев.1:3 , Лев.4:4 ), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев.1:4 ,5-11, Лев.3:2 ,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и проч., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Исх.29:12 , Лев.4:7 , 18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев.1:6 , Лев.8:20 ); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем. При принесении в жертву голубей, священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотою и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их и наконец сжигал на жертвеннике (Лев.1:15 и след. ). С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев.2:2 , Лев.3:16 , Лев.6:6 ,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если: приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарения и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев.7:11 ), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.
Из жертв, приносимых Богу Евреями, отметим следующие:
а) Жертва всесожжения (Быт.7:20 , Быт.22:2 , Исх.29:42 и др. ). Это была жертва среди Евреев самая обыкновенная и всеобщая. О ней в первый раз упоминается в свящ. Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт.8:20 ). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Подробности принесения жертвы, а также относительно животных и качеств их означены выше. Она означала собою, что приносящий сию жертву приносит в жертву все, всего себя, и душу и тело свое, и была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр.2:9 , 14 и др. ).
б) Жертва греха. Принадлежа к разряду жертв умилостивительных, обе эти жертвы были тесно соединены между собою, хотя и составили два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так например предписывался для жертвы телец при посвящении священников и левитов (Исх.29:10 , Чис.8:7 ,12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев.16:36 , Лев.14:18 ,19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев.4:3 ,12), или когда согрешило все общество (Лев.4:13 ,21); козел в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис.28:22 , 30), при освящении Скинии и храма (Чис.7:16 , 22, Езд.6:17 ); коза или агнца за прегрешения кого либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев.4:27 ,28,32); однолетний агнец и овца однолетняя при разрешении обета назореев (Чис.6:14 , 16, 19) и при очищении прокаженного (Лев.14:10 , 19); горлица или молодой голубь при очищении родильницы (Лев.12:6 ), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев.15:29 и др.), и в замен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев.5:7 ); пшеничная мука десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.
Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговою против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Лев.4:25 ,30 и след. ). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев.4:8 ,10,19,29 и др. ). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и св. Святых, вместе с кожею, головою, ногами, внутренностями и нечистотою сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев.4:20 ,21). При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев.6:26 ,29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице, Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы, священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев.5:12 ), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев.5:11 ,19).
в) Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые хотя не были достойны смерти, требовали однако удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большею частью по оценке священника (Лев.5:15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка (Лев.5:1 ,19, Чис.6:12 ). По заклании животного на северной стороне жертвенника, кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев.7:1 ,7 и др. ).
г) Жертва спасения или мира (Лев.3:1 ) тройная: жертва хвалы или благодарственная (Лев.7:12 ), жертва обета и наконец жертва вольная (Лев.7:16 ). Для этой жертвы можно было употреблять всякий рогатый скот беспорочный, крупный и мелкий и обоего пола (Лев.3:16 , Лев.9:4 ). В мирных жертвах голуби нигде не упоминаются. Обрядовые действия над этою жертвою до кропления кровью сходны с действиями жертвы всесожжения (Лев.3:2 , Лев.8:13 ). Затем из жертвенного животного отделялись жирные внутренности, те же что и при жертве за грех, и сжигались на жертвеннике, положенные поверх всесожжения (Лев.3:3 ,5,9-11,14-16, Лев.9:18 ). Далее отделялись грудь и правое плечо; последнее оставлялось служащему священнику, а первая приносилась Иегове через обряд потрясения (см. Возношение и потрясение пред Господом ). Остальные части животного отдавались принесшему жертву, и из них устроялся жертвенный пир, в котором могли принимать участие все члены их семейств, по предварительном левитском очищении (Лев.7:15 ,18, 22-30). Мясо жертвы хвалы или благодарения должно было снедать в самый день жертвоприношения (Лев.7:15 ,18, Лев.22:30 ). При жертве же обета и вольной жертве, оставшееся от первого дня должно было съедать утром следующего дня, а не съеденное в означенные сроки, должно было сжигать, но не на жертвеннике (Лев.7:16 ,18). Под угрозою истребления запрещалось есть мясо мирной жертвы лицам, находящимся в нечистоте или осквернившимся какою либо нечистотою (Лев.7:20 ,21). В мирных жертвах вместе с пресным хлебом и лепешками с елеем можно было приносить в жертву и квасный хлеб (Лев.7:12 ,13).
д) Жертва бескровная, дар бескровный. Веществом для оных служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сжигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев.2:2 , Лев.6:14 ,16. Чис.28:5 ).
е) Жертва очищения. см. День очищения .
ж) Жертва ревнования.
з) Жертва возлияния. см. Возлияние жертвенное .
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.